16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.08 / ₽ 8148
  • RTS1171.06
22 февраля 2018, 12:30 Компании

Зеркало экономики: о чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге?

Лента новостей

Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Сегодня обсудим итоги января, посмотрим, что происходило с грузоперевозками по железной дороге в первом месяце года. И, возможно, увидим новые тренды. Итак, в целом сохраняется положительная динамика. Рост грузоперевозок по итогам января составил три с половиной процента, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Ну, и напомним, что по итогам 2017-го рост был на три десятых процента меньше. А январь — это месяц, в котором много выходных, в это время снижается оборот промышленного производства, что влияет на объем грузоперевозок. По данным Росстата в первом месяце года промпроизводство снизилось больше, чем на 20% по сравнению с январем. Но статистика грузоперевозок, даже к некоторому удивлению, отменная.

Павел Иванкин директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта «В целом январь немного удивил своими результатами. Так, у нас впервые за несколько периодов каменный уголь оказался в аутсайдерах, то есть он показал отрицательную динамику. В то время как лидерами стали перевозки зерна, там практически 36,6%. Также лидерами стали лесные грузы, в лидеры выбился лом черных металлов, руда железная и химические и минеральные удобрения».

Что касается лидера — зерна — то здесь ничего удивительного нет. Мы уже не раз рассказывали: в прошлом году был рекордный урожай не только за всю новейшую историю страны, но и со времен СССР. Соответственно, грузоперевозки зерна, которые показывали высокие темпы в 2017-м, растут и сейчас. Особо отметим, что идет рост экспортных потоков сельскохозяйственных грузов. Нет сомнений, что хорошие показатели по этой номенклатуре — тренд, который закрепился в прошлом году и, как минимум на несколько месяцев, — сохранится в этом.

Теперь по поводу угля. Этот груз показывал очень высокие темпы в 2017-м. Тому способствовала ценовая конъюнктура на мировых рынках. И впервые в истории экспортные перевозки по своему объему превзошли внутренние. Но в январе сработал природный фактор. На кузбасских угольных разрезах температура опускалась ниже 53-х градусов. Из-за этого возник недогруз, падение перевозок чуть больше процента. Железнодорожники обещают наверстать объемы погрузки. Последим за статистикой. Еще показатели, на которые хочется обратить внимание, — это черные металлы и железная руда. Они выросли на 10,5 и 4,3% соответственно. Наш эксперт рассказывает о причинах роста.

«Что касается отгрузок черных металлов, здесь, наверное, сыграло два фактора. Повышение цен в конце 2017 года, это была догрузка экспортных контрактов декабря. И, соответственно, второй был фактор — это не индексация тарифов на заданную величину. ФАС слишком поздно вышла с постановлением о полной индексации тарифов, и в январе металлургам удалось проехать по тарифам, проиндексированным всего на 4%. Соответственно, до середины месяца отгружались экспортные контракты по высоким ценам, а дальше уже использовался ресурс низкой индексации».

Отметим, что рост погрузки руды и готовой продукции российских металлургов — сохраняется на протяжении долгого периода. Так, по итогам прошлого года, он составил почти процент. Важная тенденция, о которой упомянул наш собеседник, — увеличение экспортных объемов. Вот цифры: погрузка в направлении портов черных металлов в январе выросла почти на 8%, а руды — на 12,6%. Важно отметить и то, что растет перевозка черных металлов в контейнерах, а это самый современный способ доставки грузов. В январе этот показатель увеличился на 12,5%. Если же говорить об итогах прошлого года, то перевозки черных металлов в контейнерах выросли больше, чем на четверть. В общем, это тоже устойчивый тренд. Какие можно сделать прогнозы по поводу погрузки руды и продукции российских сталеваров? Генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Анатольевич Иванкин осторожно оптимистичен.

«Если говорить в отношении руды, я бы здесь был немного осторожен в прогнозах, с учетом больших запасов сырья в китайских портах. И февраль — это все-таки месяц празднования Нового года в Китае. Поэтому, я думаю, здесь показатели будут либо равносильны январю, либо будет немного падения. Что же касается отгрузок черных металлов, здесь сейчас превалирует турецкий рынок и Западная Европа, я думаю, что здесь показатели будут аналогичны январским. Сильного роста не ожидается до весны, скорее всего. Плюс есть некое опасение в плане антидемпинговых расследований в отношении российских металлургов».

И еще о тенденциях. По-прежнему хорошо растут перевозки лесных грузов — почти на 6% в январе. И больше, чем на 6% выросли химические и минеральные удобрения. Все это российские экспортные товары, цены на мировых рынках хорошие, так что есть уверенность, что погрузка будет расти и дальше.

Отдельно следует упомянуть строительные грузы. Весь прошлый год их перевозки падали. Мы не раз говорили, что это связано с тем, что российская экономика до конца не восстановилась после турбулентности трехлетней давности. Кроме того, в этом сегменте большая конкуренция с продукцией из стран постсоветского пространства. Однако к концу 2017-го закрепился устойчивый рост перевозок стройгрузов. Он был небольшим, в районе полпроцента. Но после многомесячного падения это тоже хороший результат. И вот январские данные: рост грузоперевозок по железной дороге цемента — составил 6,2%, прочие строительные грузы — плюс 13,3%. Посмотрим, что будет происходить в ближайшие месяцы, и обязательно осветим эту тему более подробно. Ну, а февральскую статистику грузоперевозок по традиции обсудим в марте. Заглянем в зеркало экономики через месяц.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию