Массовое отравление ядом на российском заводе: персонал требует ответов
Лента новостей
Более чем 20 сотрудников авиационного завода в Таганроге отравились потенциально опасным для жизни металлом таллием. Симптомы варьируются от рвоты и выпадения волос до паралича. Никто не знает, как на предприятие попал яд
Авиазавод в Таганроге выплатил компенсации по девять тысяч рублей своим сотрудникам, отравленным тяжелым металлом таллием. Сами сотрудники авиационного научно-технического комплекса Бериева потратили на лечение около 60 тысяч каждый, и сейчас они готовят судебные иски к руководству. Всего пострадавших — 23, они проходят лечение в больницах Москвы, Ростова-на-Дону и Таганрога.
Ранее авиазавод подтвердил отравление сотрудников токсичным металлом. Это случилось еще в декабре, однако пострадавшие сообщили о ЧП только на минувшей неделе. По их словам, руководство просило не предавать случившееся огласке.
Как таллий, чрезвычайно опасный металл, оказался на заводе, неизвестно. В производстве, по утверждению руководства предприятия, он не используется. Одна из версий — умышленное отравление, говорит политический обозреватель портала «Блокнот Ростов» Елена Романова:
Елена Романова политический обозреватель портала «Блокнот Ростов» «Люди молчали, объясняя это тем, что с ними были проведены беседы и их убедительно просили не предавать эту историю огласке. Известно, что в начале декабря сразу несколько сотрудников двух отделов — юридического и контрактно-договорного — почувствовали недомогание, которое сначала они приняли за обычную простуду. Потом они заметили, что у всех одинаково стали появляться странные симптомы — увеличенные лимфоузлы. Им потом посоветовали уже врачи сдать анализ на содержание таллия, и было видно, что это какое-то отравление. Анализы показали превышение таллия в несколько раз. Речь шла сразу о нескольких сотрудниках двух отделов. Но потом, когда я начала проводить расследование, я нашла конструктора этого завода Константина, который первое недомогание почувствовал еще в ноябре. И он работает в помещении, которое находится далеко от этих отделов. На предприятии таллий не используется, то есть каким образом он попал, тем более попал в административное здание, совершенно непонятно. Основная версия — это то, что он туда был кем-то занесен умышленно. Это цель у человека — отравить этих людей. Эта версия пока что основная. Конечно, вызывает очень много вопросов, почему администрация завода так долго эту информацию скрывала. Когда я в январе им позвонила, они мне сказали, что имел место небольшой инцидент, комментировать это не будем. После того как у людей уже начали выпадать волосы и они поняли, что попали в очень серьезную ситуацию. Более того, в Ростове им упорно не ставили диагноз отравление таллием. Им сначала лечили гастриты, им лечили остеохондроз. А потом даже, когда врачи уже видели, что произошло отравление таллием, они диагноза такого не ставили. Они им лечили последствия этих отравлений, поэтому очень многие были вынуждены на свои деньги провести анализы. И с результатами вот этих анализов ехать в Москву и просить помощи у московских врачей».
Таллий — мягкий металл, который можно поцарапать ногтем. Он используется в сплавах для подшипников. Соединения таллия также применяются в производстве полупроводников и оптического стекла.
Сульфат таллия ранее использовался в качестве средства для борьбы с грызунами, но из-за высокой токсичности для людей во многих странах от него отказались. В свободной продаже в России нет ни самого таллия, ни его соединений. Как работники предприятия в Таганроге могли отравиться таллием?
Вадим Мальцев доктор химических наук, академик РАЕН «Таллий как металл — это опасный продукт. Он может попасть в организм человека, если, например, работать с расплавом таллия, в виде паров может попасть. По поводу соединений таллия, дело в том, что соли таллия тоже токсичны. Если это не имело никакого отношения к производству, то тогда это могло попасть только в заводской столовой. Может быть, кто-то умышленно занес этот таллий, чтобы отравить людей, но это очень странно. Это во-первых. Во-вторых, легко это вычисляется. Я в эту версию не верю. Я все-таки склонен к мысли, что что-то все-таки в производстве используется. Вообще, я хорошо знаю заводских, я хоть и ученый, но с заводскими много имел дело. Для заводских испугаться и соврать — это ничего не стоит, так жизнь их воспитала».
Кандидат технических наук, экс-конструктор КБ Сухого Вадим Лукашевич допускает, что таллий все-таки мог использоваться на производстве, несмотря на уверения об обратном руководства авиазавода в Таганроге:
Вадим Лукашевич кандидат технических наук, экс-конструктор КБ Сухого «Дело в том, что Таганрог — историческая база Конструкторского бюро Бериева, которое занималось гидросамолетами, но последние годы, может быть, десятилетие — два десятилетия, помимо своей основной тематики — гидросамолеты (Бе-200, известный наш самолет-амфибия), они занимаются очень интересными работами, эксклюзивными работами для Министерства обороны. В частности, они выпускают самолеты А-50 на базе Ил-76, у них есть целый ряд тем по модификации самолетов, по их видоизменению, целевой нагрузке именно для Министерства обороны. Это очень закрытые работы, очень секретные работы, и мы не можем знать, что там еще делают, поэтому я вполне допускаю, что, может быть, для какого-то эксклюзивного, очень специфичного оборудования, для разовых или штатных изделий, может быть, и нужен таллий. И мне не нравится поспешность заводского начальства, которое сказало, что у нас таллий не используется. Это расчет на то, что ты тогда покажи, где ты какие материалы используешь. Но это секретное предприятие, поэтому черт его знает».
По словам обозревателя портала «Блокнот Ростов» Елены Романовой, до сих пор уголовное дело по факту отравления таллием на авиазаводе не возбуждено. Проводится лишь служебное расследование. Заявлений от правоохранительных органов не было. Только после появления истории об отравлении в федеральных СМИ новость стала широко освещаться в местных средствах массовой информации.