16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.19 / ₽ 8147
  • RTS1173.68
21 марта 2018, 18:55 Право

Страсти по Брюллову: Минкульт отказался вернуть картину «Христос во гробе» владельцу

Лента новостей

Коллекционер из Германии Александр Певзнер 16 лет назад привез полотно в Россию для установления авторства и с тех пор так и не может забрать его обратно. Есть ли у него шансы?

Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Минкульт отказался вернуть картину Карла Брюллова «Христос во гробе» владельцу, несмотря на то, что этого потребовали Конституционный и Верховный суды. ФСБ арестовала полотно 16 лет назад, когда оно было на экспертизе в Русском музее, за неправильное оформление на таможне. Коллекционер из Германии Александр Певзнер привез картину в Россию для установления авторства и с тех пор не может забрать ее обратно.

Это, похоже, сила искусства, иначе не истолковать, почему так долго, уже 16 лет, с полотном решительно не хотят расставаться в России. Столь же упрямо картину не хочет уступать коллекционер из Германии Александр Певзнер (в прошлом российский гражданин), потерявший в судебных тяжбах больше, чем за нее отдал, — 100 тысяч евро. Картина была без подписи. Подтвердить, что это Брюллов, можно было только в России, рассказывал коллекционер.

Привез, подтвердил, и начался торг. Со слов Певзнера, музей предложил ему 400 тысяч евро, но денег у Минкульта не оказалось, да и продавать картину Певзнер не хотел и не поддавался уговорам. Как раз в этот момент и начались уголовные преследования со стороны ФСБ якобы за неправильно оформленный ввоз шедевра. Это версия коллекционера.

Сторона обвинения настаивала на том, что Певзнер привез картину как раз с целью продажи: ввез контрабандным путем и даже дал взятку таможенникам, чтобы те закрыли глаза на то, что автор картины не указан в таможенной декларации. Получается, сэкономил на таможенных сборах. К тому же картина имеет громадную ценность для России — это тоже было аргументом стороны обвинения в многочисленных судебных процессах.

Коллекционер в итоге выиграл дело, причем в высшей инстанции — Конституционном суде России, а до этого в Верховном суде, но Минкульт это игнорирует, говорит адвокат коллекционера Максим Крупский:

Максим Крупский адвокат «Были вынесены решения высших судов РФ — Конституционного суда и президиума Верховного суда — о том, что картина должна быть возвращена законному владельцу. После того как копии судебных решений, заверенные надлежащим образом, были переданы в Министерство культуры и было дано прямое указание суда первой инстанции на их исполнение, Министерство культуры все равно сообщило, что оснований для исполнения этих решений не видит. По мнению Минкульта, картина продолжает находиться в статусе вещественного доказательства. Уголовное дело передано на рассмотрение уже после президиума Верховного суда в суд первой инстанции. Эта ситуация, конечно, беспрецедентная. Такого прямого отказа от исполнения судебных решений на моей памяти еще не было. Министерство культуры, по сути, стало само толковать судебное решение, взяв на себя функции судебного органа, чего не имеет права делать».

Адвокат и коллекционер уже направили жалобу в Генпрокуратуру на действия Минкульта. Что делать дальше, пока не решили. Самое странное, что уголовное дело было прекращено еще в 2013 году в связи с истечением срока давности, но картина остается в Русском музее без права реставрации. Показывать ее публике тоже нельзя. Однако музей включил картину в свои каталоги, и удерживать ее — большой риск для репутации и музея, и властей, считает директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов:

— Действительно, человек мог рассчитывать продать эту картину Русскому музею, подтвердив ее подлинность. Могло точно так же случиться, что картина не подтвердилась бы и уехала. Тут вина недоказуема. Глобально, мне кажется, больше надо рассуждать о репутационных рисках для России и российских музеев, которые, наоборот, должны быть максимально открытыми и заинтересованнами в том, чтобы люди ввозили произведения, чтобы были заинтересованы продать их музеям. Конституционный суд у нас верхняя инстанция. Я бы все-таки спокойно отдал это произведение. Или Минкульт опять же мог бы выделить достаточное количество денег. Если принципиально ее оставить — провести переговоры. Понимаете, что шумиха вокруг этого не повышает привлекательность российских музеев как покупателей произведений искусства.

— Как вы считаете, роль Русского музея тут ключевая?

— В принципе, без инициативы музея этого бы не произошло, потому что должен быть какой-то интересант, который инициирует все это: проверки, дела, попытку оставить.

Сама картина «Христос во гробе» благодаря своей роли камня преткновения только прибавляет в стоимости. Она уникальна — написана в редкой технике «на просвет» тончайшим слоем краски. До наших времен дошли единицы таких картин признанных мастеров. Полотно с такой яркой историей войны за него оценивается уже не в сотни тысяч евро, а в миллионы. Так что если коллекционер все-таки получит картину обратно, то, наверное, поймет, что ее незапланированное заточение на родине великого художника было не только мучительно, но и выгодно.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию