16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.06 / ₽ 8146
  • RTS1171.06
10 апреля 2018, 12:56 ФинансыРынки
Актуальная тема: Антироссийские санкции

Вторник оказался не светлее «черного понедельника»

Лента новостей

Обвал продолжается. Курс евро 10 апреля добрался до 78 рублей, доллара — до 63-х. Индекс РТС в моменте терял более 4%, среди лидеров падения оказались Сбербанк и «Русал»

Фото: depositphotos.com

Обновлено в 14:41

Во вторник, 20 апреля, рубль продолжил падение. Доллар переступил порог в 63 рубля впервые с декабря позапрошлого года, евро превысил 78 рублей — такого не было с апреля 2016-го.

На фоне падения акций и курса в Москве открылся Биржевой форум 2018, где глава ЦБ Эльвира Набиуллина и вице-премьер Аркадий Дворкович обсуждают регулирование рынка и привлечение капитала. Еще один форум проходит в Высшей школе экономики — там организовано выступление министра финансов Антона Силуанова.

Никто из представителей финансовых властей не отменил свое участие, несмотря на падение на российском рынке. Министр экономического развития Максим Орешкин, выступая на биржевом форуме, сказал, что антироссийские санкции — «хороший тест» для макроэкономики страны.

— Произошедшие события — это хороший тест для той макроэкономической конструкции, которую правительство и Центральный банк выстраивали в последние несколько лет. Да, есть волатильность на рынке, но это нормально. Эльвира Сахипзадовна сказала про плавающие валюты...

— То есть это в пределах в волатильности?

— Пока это волатильность, и плавающий валютный курс абсорбирует те шоки и те изменения, и изменение баланса спроса и предложения. Сейчас никакого изменения со стороны регуляторов на рынке не происходит. Макроэкономика и финансовые рынки, конечно, выдержат, здесь можно не сомневаться.

Эльвира Набиуллина, в свою очередь, заявила, что у ЦБ есть широкий набор инструментов для того, чтобы действовать в различных ситуациях, если возникнут риски финансовой стабильности. Однако, по ее мнению, сейчас таких рисков нет.

«Те события, которые произошли в пятницу, вызывают коррекцию рынков. И как в таких случаях бывает, в первые дни после событий наблюдается повышенная волатильность, потому что здесь еще много неопределенности для инвесторов, для участников рынка, не совсем понятных последствий. Но, на наш взгляд, нужно время некоторое для адаптации и финансовой сферы экономики к этим изменившимся внешним условиям. Я уверена, что экономика и финансовая сфера к этому адаптируются. Плавающий курс является одним из таких амортизаторов и абсорбаторов внешних шоков, которые уменьшают влияние такого рода внешних событий на реальную экономику, и мы исходим из того, что это будет происходить. У Центрального банка есть широкий набор инструментов для того, чтобы действовать в разных ситуациях, если возникнут риски финансовой стабильности. На наш взгляд, сейчас таких рисков нет, нет необходимости никакой применять какие-то системные меры. Конечно, мы будем отслеживать ситуацию по мере необходимости, какие-то коррекции возможные и вводить».​

Набиуллина подчеркнула, что валютный курс — один из каналов влияния на инфляцию, и тут у ЦБ тоже отработан весь инструментарий, прежде всего процентная политика, которая позволяет ограничивать влияние на инфляцию любых подобных событий.

На форуме присутствует обозреватель Business FM Михаил Задорожный. Он рассказал, что тему ситуации на рынках поднял модератор панельной сессии, председатель наблюдательного совета Московской биржи и экс-министр финансов Алексей Кудрин:

«Настроения умеренно оптимистичные, но это в том числе из-за панельной сессии, которую вел Алексей Кудрин. Открывая сессию, он сказал, что вообще-то мы здесь собрались сегодня обсуждать новую экономическую политику, но всем спикерам он сначала задал один и тот же вопрос: как вы расцениваете вчерашнюю реакцию рынков на американские санкции. Кирилл Дмитриев, гендиректор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), отметил, что даже вчера, особенно ближе к вечеру, были на рынке покупки, в том числе и санкционных компаний, потому что, он говорит, что не только наши, но и западные инвесторы считают российский рынок недооцененным, и что это стало удачным моментом для вхождения в бумаги. А вот, например, глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков вообще сказал, что санкции — это, может быть, даже хорошо. Он признался, что приехал только что из Ирана, который вообще отключили от SWIFT, но вот сказал, что даже в таком состоянии Иран развивается неплохо. Ну и, наконец, Алексей Кудрин, подводя некий итог дискуссии, отметил, что нужно сейчас все-таки вернуться к обсуждению этой новой экономической политики, поскольку задачи, поставленные президентом в послании надо реализовывать, и дальше все вернулось к этой экономической политике. Здесь были разговоры и про инфраструктуру, и про кадры. Например, Олег Тиньков пожаловался на то, что у нас не хватает IT-специалистов. Кстати, Олег Тиньков всех развеселил, признавшись, что вчера он потерял за один день 250 млн долларов, но сказал, что бывало и хуже — бывало и миллиард».

Кудрин пообщался с журналистами после пленарной сессии на форуме. Он сказал, что настроения на финансовом рынке в дальнейшем определят меры, которые правительство предложит для поддержки компаний, попавших в санкционный список США. Плюс многое зависит от порядка реструктуризации их задолженности, прежде всего, «Русала», задолженность которого — чуть меньше 9 млрд долларов.

На втором мероприятии — научной конференции по проблемам развития экономики и общества в Высшей школе экономики — тему краха рынков не поднимали в принципе, похоже, не успели поменять программу конференции. Зато активно обсуждали падение акций и курса в кулуарах, рассказывает обозреватель Business FM Михаил Сафонов:

«Когда присутствуешь на пленарных заседаниях, ощущение, что мы по-прежнему живем в «мирное» время и никаких санкций нет. Поэтому, например, от Антона Силуанова можно было ожидать, что он что-нибудь скажет, как-то прокомментирует ситуацию на рынках, но его доклад был посвящен проблемам, связанным с налогами, с дивидендами госкомпаний. Но стоит только выйти из зала, как вокруг сразу слышны голоса: санкции, рынки, рынки, санкции. Я ехал в лифте вместе с помощником президента Андреем Фурсенко и бывшим замминистра экономики Андреем Клепачем. Фурсенко говорит: «А вы заметили, что никто с нами в лифт больше не заходит, наверное, это санкции». Пошутил он так, конечно, напомню, что брат Андрея Фурсенко — Сергей Фурсенко — попал в новый американский список. Но после этого, когда заканчивается пленарное заседание, выходят спикеры к журналистам здесь, в коридорах, конечно, тема у нас только одна — это санкции. В этот раз за всех отвечал президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, он вышел к представителям СМИ. Я задал вопрос: как, по его ощущениям, понятно, что потенциально может любая компания оказаться в американском «черном списке», есть ли какие-то отрасли, которые, может быть, не будут задеты? Шохин ответил: когда мы, допустим, говорим, что у какой-то компании большая доля на мировом рынке и вводить против нее санкции чревато для тех, кто вводит эти санкции, не надо забывать, что большая доля на рынке складывается не только из монопольного положения, а благодаря тому, что идет конкуренция, и просто эта компания конкуренцию выигрывает, например, какие-то ресурсы она продает по более низкой цене. В этом смысле могут под удар попасть многие, независимо от того, чем они занимаются и какую долю на рынке они занимают. После этого я прошелся по коридорам, встретил бывшего председателя Центробанка Сергея Дубинина, спросил: а вот возможно, что мы сейчас начнем резко снижать вложения в американский госдолг, или как самый крайний случай и опять же из-за боязни этого американцы могут заморозить наши авуары? Он мне ответил, что сейчас нет никакого диалога между нами и ими, чтобы понять, к чему мы идем. И ощущение такое у него личное, что мы сейчас вроде как подопытная свинка, над которой американцы ставят эксперименты, чтобы посмотреть, до каких пределов можно дойти».

Официальный курс евро за день вырос на пять рублей. Он составил 76,85 рубля. Доллар равен 62,36 рубля.

Кроме того, стало известно, что один из крупнейших международных клиринговых центров Clearstream прекращает сделки с ценными бумагами компаний, попавших в санкционный список. Об этом сообщается на сайте оператора.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков считает, что падение рынков связано с конъюнктурой и с «эмоциональными последствиями». В то же время он подчеркнул: руководство страны внимательно следит за ситуацией.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию