16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.70 / ₽ 7975
  • RTS1129.76
27 апреля 2018, 10:00 ПолитикаКонфликты

Трамп хочет поставить главного аятоллу Ирана на колени. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Дональд Трамп выступил с резким заявлением. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи воспринял это на свой счет

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи призвал все мусульманские страны сплотиться против агрессивных действий США. Это было сделано в ответ на резкое заявление президента США Дональда Трампа о том, что некоторые режимы на Ближнем Востоке без американской поддержки не продержатся и недели.

Но главным поводом для обострения стало намерение Трампа выйти из ядерной сделки с Ираном, заключенной в 2015 году. Хаменеи заявил, что это соглашение не может быть изменено в одностороннем порядке, без согласия Ирана и так, чтобы нанести ему вред. В этом случае Тегеран и сам выйдет из соглашения и возобновит ядерную программу.

Данный вопрос обсуждался среди прочих в ходе трехдневного визита французского президента Эмануэля Макрона в США. Он же будет затронут в ходе начинающегося в пятницу, 27 апреля, визита канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Сколь велика вероятность, что соглашение по ядерной программе Ирана будет похоронено? Об этом — в комментарии политолога Георгия Бовта.

Дональд Трамп критиковал ядерную сделку с Ираном еще в ходе предвыборной кампании, обвиняя Обаму в «мягкости» в подходах к иранскому режиму. Теперь президент США последовательно претворяет в жизнь свою предвыборную программу.

В 2015 году США, Ираном, Россией, Китаем, Великобританией, Францией и Германией был подписан Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), согласно которому Иран отказывался от собственной ядерной программы и полностью заморозил ее до 2025 года в обмен на отмену санкций против страны.

Иран не был уличен ни в каких нарушениях, и Трамп уже два раза продлял режим частичного снятия санкций против него. Однако часть американских ограничений не снималась. Это те, которые были введены по иным причинам: за развитие ракетной программы, состояние прав человека, «поддержку международного терроризма». Они не регулируются соглашением 2015 года.

Теперь Трамп добивается, чтобы запрет на обогащение урана в Иране сохранялся и после 2025 года. Также он хочет пристегнуть к соглашению ограничения на программу создания иранских баллистических ракет. По сути, речь идет также о том, чтобы рассматривать судьбу ядерной сделки в увязке с поведением Ирана в Ливии, Ираке, Сирии, а также Йемене, где он поддерживает повстанцев-хауситов, ведя, по сути, «гибридную войну» против Саудовской Аравии, как, впрочем, и в Сирии отчасти.

По условиям соглашения президент США должен каждые 90 дней уведомлять конгресс о том, соблюдает ли Иран условия. И каждый раз, соответственно, переутверждать американское участие в соглашении и замораживание действия санкций. Очередной срок — 12 мая. Если Трамп не переподтвердит пролонгацию сделки, то окончательное слово будет уже за конгрессом.

После переговоров с Трампом французский президент Макрон допустил возможность заключения новой сделки, в частности, охватывающей уже период после 2025 года, а также распространяющейся на новые сферы, прежним соглашением не урегулированные. Учитывая, сколь сложно и долго шли переговоры по соглашению 2015 года, надежды на то, что новое будет заключено быстро, нет. Тем более что кроме США никто из других стран-подписантов не выражал желания его менять вообще.

Судя по показной решимости Трампа, у европейских союзников не так много шансов его переубедить. Тем более что у них к нему целый ряд других, не менее важных вопросов, в том числе касающихся предотвращения торговой войны между США и ЕС.

Возможен и такой вариант, согласно которому Трамп, продемонстрировав свою решимость, оставит конечное решение судьбы иранской сделки на усмотрение конгресса. И там будет в виде американского закона принят ряд дополнительных условий к Совместному всеобъемлющему плану действий 2015 года. Они могут касаться в том числе иранской ракетной программы.

Учитывая, что Иран уже долго находится под санкциями, они нанесли его экономике большой ущерб. Вашингтон надеется, что Тегеран станет теперь более сговорчивым. Хотя резкие заявления верховного лидера страны пока о том никак не свидетельствуют.
Только в текущем году иранский реал девальвировался к доллару на треть.

Также стоит упомянуть массовые беспорядки, произошедшие в Иране в начале этого года и вызванные недовольством части населения как экономическими трудностями, так и реакционным политическим консерватизмом режима в целом, и коррупцией в Корпусе стражей Исламской революции, который активно вовлечен в ряд международных конфликтов. Это отвлекает силы, по мнению многих иранцев, от решения внутренних проблем страны. Впрочем, опасность выхода Ирана из ограничений по ядерной программе в таких условиях все равно выглядит куда более реальной, чем вероятность свержения режима в результате недовольства возвращением американских санкций.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию