16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.54 / ₽ 8249
  • RTS1184.09
10 мая 2018, 12:56 Общество

Соавтор документа о расширении «закона Димы Яковлева» рассказал о возможных изменениях

Лента новостей

В Госдуму внесли законопроект: предлагается признать нежелательными организации, которые вмешивались в российские выборы. При этом усыновления напрямую поправки не касаются

Государственная дума РФ.
Государственная дума РФ. Фото: Марат Абулхатин/ТАСС

Обновлено в 16:56

Депутаты предлагают расширить действие «закона Димы Яковлева» и признать нежелательными организации, которые вмешивались в российские выборы Эти поправки представители всех четырех фракций внесли в Госдуму на заседании Госдумы 10 мая. Они затронут иностранные юридические и физические лица, вмешательство которых будет доказано. Согласно законопроекту, им грозит арест счетов, недвижимости и запрет на въезд в Россию.

Однако усыновления напрямую поправки не касаются, сказал Business FM соавтор законопроекта и зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов.

— Его называют «закон Димы Яковлева», но он имеет более широкое содержание и не касается только усыновления. Речь идет о признании нежелательной на территории России организации, которая обеспечивает вмешательство в выборы. Эти организации попадают тогда под действие нормы, которая позволяет их признавать нежелательным. Соответственно, по представлению генерального прокурора они должны быть исключены из реестра организаций в Российской Федерации. После этого они смогут открывать филиалы и так далее. То есть вводится, по сути, ограничение их деятельности. Если эта организация помимо того, что вмешивается в выборы, занималась усыновлением, ну, естественно, и они тоже попадают под эту норму.

— Примерно есть представление, кто попадает под эти ограничения?

— Ну, это должен быть дополнительный анализ. Этим должны заниматься органы исполнительной власти. То, что такие организации есть — это очевидно. А конкретно пусть уже занимается исполнительная власть.

— А как будут доказывать?

— Это доказывает прокуратура. Есть представление генерального прокурора, он принимает решение, направляет материалы в Минюст, и Минюст исключает их из реестра.

— Что это могут быть за организации?

— Те, которые, скажем, каким-то образом финансируют людей, которые препятствуют выдвижению списка кандидатов, отдельных кандидатов, срывают выборы, срывают референдумы, какие-то другие акции проводят, которые могут быть признаны как вмешательство в выборы. Имеются в виду некоммерческие организации. СМИ же не попадают под это.

— Это только НКО будет касаться, правильно я понимаю?

— Да. По логике закона, да.

Чтобы закрыть иностранную НКО не требуется дополнительного законопроекта, считает член совета движения «Голос» Аркадий Любарев.

Аркадий Любарев член совета движения «Голос» «Закон Димы Яковлева» касался иностранных граждан, поэтому я могу себе представить, что это дополнение касается иностранных организаций. Хотя здесь как с иностранными агентами и со всем, есть большое подозрение, что в законе они напишут что-то неопределенное, а практика будет не соответствующая ни букве закона, ни здравому смыслу. Потому что не очень понятно, что они подразумевают под вмешательством в выборы. Там финансирование какой-то подрывной деятельности. Здесь идет такая идеологическая накачка. В ней больше слов, чем реального содержания. Ну, есть организации, которые занимаются контролем за выборами. Контроль у нас со стороны международных и иностранных государств предусмотрен нашим законодательством. Они могут все что угодно перевернуть, признать организацию нежелательной. И уже несколько организаций, которые как раз занимались международным наблюдением на выборах, такими признаны. Деятельность в России запретить? Это уже и так делается. И тут закона-то не нужно, потому что вон, пожалуйста, запретили деятельность Европейской платформы за демократические выборы, хотя она никакой деятельности в России никогда не вела, или «Международного центра электоральных исследований». То есть это все делается и без нового закона».

В 2015-м были приняты еще одни поправки к закону Димы Яковлева — о нежелательных организациях. Такой может быть признана иностранная или международная, но только неправительственная организация, «представляющая угрозу основам конституционного строя России, обороноспособности страны и безопасности государства».

Схема похожая. Решение о признании организации нежелательной принимается генпрокурором или его замами по согласованию с МИД России, в таком же порядке решение может быть отменено. Перечень таких организаций ведет и публикует Минюст.

Закон запрещает деятельность, создание и открытие на территории России подразделений нежелательной организации, а также на распространение ее информационных материалов. Статус нежелательной также грозит НКО отказом в проведении денежных операций или операций с иным ее имуществом со стороны финансовых структур. Предусмотрены штрафы за участие в деятельности нежелательной организации, а за систематическое нарушение — уголовная ответственность на срок до десяти лет. Оговорено, что лицо, добровольно прекратившее участие в нежелательной организации, освобождается от уголовной ответственности. Комментирует эксперт московского центра Карнеги Андрей Колесников:

— Определенность будут создавать ситуации чиновничьих усмотрений. Кого захотим привлечь по этому закону, а потом еще объявить нежелательным. Здесь же какая-то получается двойная схема, потому что на выходе из этого закона можно использовать закон «О нежелательных организациях». Проблема очень серьезная в неопределенности формулировок, в неопределенности субъектов законов, объектов, в неопределенности юридической техники, потому что все эти законы, принимавшиеся в последнее время репрессивные — они вообще слабые с точки зрения юридической техники и, тем самым, они опасны для общества. Они создают возможность для усмотрения и для толкования законов. Мы помним, как правозащитное сообщество на уровне Совета по правам человека выступало за уточнение закона «Об иностранных агентах». За уточнение понятия политической деятельности. Уточнили так, что политическая деятельность у нас теперь распространяется на любое действие человека в принципе. Это базовая проблема.

— Навскидку, какие организации приходят вам в голову при прочтении этой новости?

— В принципе, любые структуры иностранные, которые тут работают, могут попасть под регулирование этого закона. Я не хотел бы упоминать конкретные бренды просто в силу разных причин, в том числе, корпоративных. В принципе, любые, потому что сфера действия таких законов не имеет границ абсолютно. Что захотим, то и сделаем. Это тот закон — что дышло: куда повернешь, туда и вышло. Ровно из этой сферы такого рода законодательный акт.

«Закон Димы Яковлева» пять лет назад запретил усыновлять российских детей гражданам США. Закон также предусматривает запрет на въезд в Россию отдельных иностранцев и приостановку деятельности подконтрольных им российских юрлиц. Также он запрещает деятельность в России финансируемых США политических некоммерческих организаций и структур, представляющих угрозу интересам России. Теперь его могут дополнить пунктом о том, что к ним могут быть отнесены те, кто вмешивается в выборы на территории страны.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию