16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 87.87 / ₽ 8197
  • RTS1163.50
29 мая 2018, 19:10 Право

«В этой картине все ложь». Вандал из Третьяковки объяснил, зачем испортил полотно Репина

Лента новостей

Житель Воронежской области Игорь Подпорин, повредивший картину «Иван Грозный и сын его Иван», арестован до 26 июля

Игорь Подпорин в зале заседания Замоскворецкого суда.
Игорь Подпорин в зале заседания Замоскворецкого суда. Фото: Антон Кардашов/АГН «Москва»

Замоскворецкий суд Москвы арестовал до 26 июля жителя Воронежской области Игоря Подпорина, испортившего картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» в Третьяковской галерее. В суде 37-летний мужчина объяснил, зачем повредил полотно.

Подпорин, доставленный под конвоем, выглядел, как обычный работяга. Хотя, согласно предоставленным защитой документам, он числится ведущим инженером и соучредителем строительной фирмы ООО «Строй-Спектр», которую возглавляет его старший брат.

Как только задержанный оказался в клетке-аквариуме, его атаковали репортеры. «Почему вы решили испортить картину?» — посыпались вопросы. «Потому что это ложь!» — отвечал он. На вопрос о том, сожалеет ли он о поступке, Подпорин ответил уклончиво: «Может быть».

Он был убежден в том, что «Иван Грозный причислен к лику святых», и уверял, что в день происшествия не употреблял ни водку, ни другой алкоголь. «Я вообще не пил!» — сказал Подпорин. По его новой версии, видео, на котором он сознался, что выпивал в день нападения, появилось после того, как на него «оказали давление» сотрудники полиции и Третьяковки.

Более тяжкое обвинение

Инцидент в Третьяковской галерее произошел 25 мая перед закрытием музея, примерно в 20:55. Находившийся в состоянии алкогольного опьянения мужчина схватил металлическую стойку заграждения и нанес по картине несколько ударов. Полотно, которое находилось под стеклом, защищавшим его от температурно-влажностных колебаний, оказалось повреждено в трех местах в центральной части, в районе фигуры царевича.

Было возбуждено уголовное дело. В суде стало известно, что 28 мая дело из отдела дознания по району «Якиманка» передали в следственный отдел ОВД того же района. Там действия вандала были переквалифицированы с ч. 1 ст. 243 УК РФ «повреждение объектов культурного наследия РФ» на ч. 2 той же статьи — в ней говорится о повреждении особо ценных объектов культурного наследия. И если раньше ему грозил штраф на сумму до 3 млн рублей или лишение свободы на срок до трех лет, то теперь сумма штрафа может составить до 5 млн рублей, а срок максимального заключения — до шести лет колонии.

29 мая Игорю Подпорину предъявили обвинение по ч. 2 ст. 243 УК РФ. Из зачитанных судьей материалов следовало, что фигурант полностью признал вину, однако теперь настаивает, что в кафе Третьяковской галереи пил не алкоголь, а компот.

Антиобщественное преступление

Главным аргументом следствия в пользу ареста задержанного стало отсутствие у него постоянного места жительства в Москве или Московской области. Также следователь апеллировал к тому, что Подпорин совершил тяжкое антиобщественное преступление. Ему вторил прокурор. Он указал, что проступок фигуранта вызвал «широкий общественный резонанс и народный протест». «Ничего доказывать не надо, можно зайти в интернет и посмотреть, что народ думает об этом поступке», — сказал представитель надзорного ведомства.

Игорь Подпорин в суде предпочел не выступать. «Возражаю», — только и сказал он. А его адвокаты постарались опровергнуть доводы следствия, в частности о том, что их подзащитный нигде не работал. Они представили суду характеристику из ООО «Строй-Спектр». В ней говорилось, что Подпорин «грамотный и квалифицированный специалист, ответственный и трудолюбивый работник».

«Отзывчивый и добрый человек»

Вызванный в суд коллега задержанного главный инженер компании Магомед Гусейнов поведал, что знает его уже семь лет. По словам свидетеля, работая в фирме, Игорь Подпорин закончил вуз. Гусейнов сказал, что никогда не слышал от брата директора грубого слова, тот все задания выполнял хорошо, был бесконфликтным, адекватным, доброжелательным. «Водку он не пил на работе. Я вообще не видел его выпившим. Единственное, бывает, его прижмешь, он уходил в себя, замыкался», — сказал коллега Подпорина.

А вот старший брат обвиняемого Виталий Мананников признался, что проблемы с алкоголем у обвиняемого были, а именно с пивом. «Он не пьет. Пил раньше, а потом перестал, мы вдвоем закодировались. Это, правда, десять лет назад было», — уточнил он. По его словам, в последние полгода он общался с братом больше по телефону. Тот вернулся во Владимирскую область, чтобы ухаживать за матерью, которая перенесла инсульт. «У отца тоже бывают проблемы. Ему 81 год. Он может выйти и забыть, куда пошел, Игорю приходилось его искать, но такое случалось нечасто», — рассказал Мананников. Он назвал Подпорина отзывчивым и добрым человеком и попросил суд поместить брата под домашний арест: для этого он был готов предоставить свою московскую квартиру.

Первая судимость

Однако следователь был против. Он сообщил, что Подпорин уже был судим, когда жил в Узбекистане. Позже брат обвиняемого уточнил, что тот судимость получил «по малолетству за хулиганку». А адвокат фигуранта Дмитрий Крейнес отметил, что та судимость давно погашена и юридического значения уже не имеет.

Однако судья Алексей Кавешников, пробыв в совещательной комнате около получаса, согласился с доводами следствия и заключил Игоря Подпорина в СИЗО до 26 июля. Адвокаты обвиняемого заявили Business FM, что обжалуют принятое решение в Мосгорсуде.

Стоит отметить, что это уже вторая порча знаменитого полотна. 16 января 1913 года 29-летний старообрядец иконописец Абрам Балашов (впоследствии его признали невменяемым) изрезал изображенное на картине лицо царя Ивана Грозного. Восстановлением полотна занимался сам Илья Репин.

Предварительный ущерб от последнего нападения следствие оценило более чем в полмиллиона рублей, но представители музея заявили, что на реставрацию может потребоваться пять или даже 10 миллионов рублей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию