16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8043
  • RTS1134.31
2 июня 2018, 09:34 Компании

Дерипаске грозит финансовый паралич?

Лента новостей

Почему бизнесмен может остаться без дивидендов «Норильского никеля» и как это повлияет на исход корпоративной войны в компании?

Олег Дерипаска.
Олег Дерипаска. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Олега Дерипаску могут оставить без дивидендов. По данным британской Financial Times, акционерные выплаты от «Норильского никеля» под угрозой. Это связано с американскими санкциями против «Русала».

Больше десяти лет назад основные владельцы «Норникеля» Владимир Потанин и Михаил Прохоров решили «развестись». Владимир Олегович, как писал Forbes, хотел купить акции у Михаила Дмитриевича с дисконтом. Тот отказался и начал искать покупателя. Тогда Владимир Потанин привлек Алишера Усманова, чтобы было легче найти деньги на покупку, а потом объединить ГМК и «Металлоинвест». Но тут Прохоров сделал ход конем и продал свой пакет Дерипаске за 7 млрд долларов.

Следующие десять лет владельцы «Русала» и «Интерроса» с перерывами боролись за контроль в компании. Главное — это дивиденды: Потанин считает, что их нужно вкладывать в развитие «Норникеля», а Дерипаске они нужны, чтобы выплачивать кредит, на который и был куплен пакет.

И сейчас, возможно, наступит кульминация: «Норникель» может перестать платить дивиденды «Русалу». Причина — американские санкции против алюминиевого гиганта: за акционерные выплаты могут наказать и «Норникель». В документе американского Минфина об этом, конечно, ничего не сказано, но при желании его можно трактовать очень вольно.

Владимир Капустянский эксперт инвесткомпании «КИТ Финанс Брокер» «Исходя из документа, который касается санкций в отношении «Русала», можно любого его партнера подвести под то, что он сотрудничает и должен тоже попасть в список ограничений, и все его сделки, операции будут заморожены. Это ущемление прав не только самого господина Дерипаски, но и других рядовых акционеров».

В разъяснении Минфина США сказано, что вторичные санкции могут ввести против тех, кто будет заключать с «Русалом» существенные сделки, и в классическом стиле американцев добавлено: дивиденды могут быть признаны существенными сделками, а может, и нет. От чего это зависит, неизвестно.

Формально «Норникель» не выплачивает дивиденды «Русалу» и «Интерросу» напрямую: деньги идут в Национальный расчетный депозитарий, оттуда по банкам и только потом акционерам. Но вряд ли Вашингтон обратит внимание на такие тонкости.

Есть вариант перечислять деньги на эскроу-счета, то есть дивиденды Дерипаске отправят, но получить он их не сможет — они будут заморожены до снятия санкций. Это Олега Владимировича, конечно, не устроит. Зато Потанин, возможно, победит в многолетней борьбе, и его партнер наконец покинет «Норникель». Ничего личного, говорит гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов:

Константин СимоновКонстантин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Мы все прекрасно понимаем, насколько циничен мир большого капитализма. Конечно, Потанин не упустит первую возможность, чтобы попытаться решить конфликт в свою пользу. Раз против Дерипаски ввели санкции, раз он попал в список SDN (Specially Designated Nationals List, список граждан особых категорий и запрещенных лиц. — Business FM), то почему бы Потанину этот сюжет не использовать для того, чтобы ослабить в компании позиции Дерипаски, а свои, соответственно, упрочить».

Речь идет о сотнях миллионов долларов в год. Без этих дивидендов Дерипаске будет очень сложно обслуживать кредиты. «Русал» должен Сбербанку около 4 млрд долларов. Другой кредитор компании — ВТБ. Недавно Андрей Костин заявил, что «Русал» временно может не платить по долгам. А Герман Греф сообщил, что компания Олега Дерипаски пока обслуживает займы и Сбербанк не видит угроз, но если «Русал» перестанет платить, то банк может забрать залог. Это ключевая фраза, потому что именно в Сбербанке заложена большая часть пакета Дерипаски в «Норникеле».

Просматривается простая схема: ГМК перестает платить Дерипаске, он допускает дефолт по кредиту, по нему звонит margin call — и Сбербанк забирает залог. Добыча цветных металлов для финансовой корпорации — бизнес непрофильный. Значит, банк, наверное, продаст эти акции. Дерипаска наверняка такой сценарий предвидел и, вероятно, к нему готов. Но главный вопрос — есть ли ему чем ответить?

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию