16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.69 / ₽ 8157
  • RTS1169.00
12 июня 2018, 14:33 Политика

Трамп и Ким не готовы к прорыву. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Никаких значительных результатов в решении ядерной проблемы Северной Кореи по итогам саммита ждать не стоило: президент США и лидер КНДР преследуют слишком разные цели

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Дональд Трамп и Ким Чен Ын провели переговоры и подписали «достаточно всеобъемлющий» документ. Официальных сообщений о его содержании нет, но, по данным СМИ, Ким Чен Ын в нем, выразил приверженность полной денуклеаризации Корейского полуострова, а США пообещали предоставить гарантии безопасности властям КНДР в обмен на отказ от ядерного оружия. Почему договоренности нельзя назвать прорывом? Об этом в комментарии Георгия Бовта.

Накануне встречи оба лидера выражали показной оптимизм и говорили о мире. Ким Чен Ын даже заранее пригласил Трампа в Пхеньян в июле, чтобы продолжить переговоры. А вот американский лидер не смог воздержаться от грозных предупреждений: предыдущих президентов США Северной Корее удавалось всякий раз обхитрить, не выполняя обещаний, а с ним этот фокус не пройдет. Госсекретарь Майк Помпео был еще более конкретен, заявив, что санкции против КНДР могут быть ослаблены лишь тогда, когда она предпримет конкретные шаги в отказе от ракетной и ядерной военных программ, а если она этого не сделает, то санкции будут еще более ужесточены.

Роль самого «злого полицейского» сыграл советник по нацбезопасности Джон Болтон. Он потребовал от Кима последовать ливийской модели, то есть примеру Муаммара Каддафи, и отказаться от ядерного оружия в одностороннем порядке. Учитывая, чем кончилось такое разоружение для полковника Каддафи, это не самый удачный совет. Впрочем, будучи настоящим «ястребом», Болтон не собирается опускаться до каких-то сантиментов и упражняться в дипломатической гибкости.

Да и что там покойный Каддафи, которого свергли при непосредственном участии НАТО сразу после того, как он разоружился. Куда свежее односторонний разрыв США иранской «ядерной сделки», при том что Тегеран формально соблюдал все ее условия, а другие подписанты данного соглашения — Россия, Китай, Франция, Германия, Великобритания и ЕС в целом — настаивают на ее сохранении. Но Трамп не тот президент, который слушает даже ближайших союзников США. Кстати, в ходе подготовки переговоров с Кимом Вашингтон консультировался чисто для проформы лишь с двумя членами шестисторонних переговоров по корейской ядерной проблеме — с Южной Кореей и Японией, но не с Китаем и Россией.

В общем, Трамп явно рассчитывал на свою импровизацию в ходе личной встречи, на то, что ему удастся если не совершить прорыв, то все равно вызвать громкий информационный резонанс. В любом случае он должен предстать как политик с твердыми принципами, которыми не поступается.

Главная же задача Ким Чен Ына — втянуть Вашингтон в долгий переговорный процесс. Прорыва по результатам одного саммита ждать не стоит. Сам факт встречи с президентом США, чего не удостаивался ни один из правителей КНДР, уже выводит Кима из разряда политиков — мировых изгоев в более респектабельную категорию. В ней надо удержаться, но при этом не потерять власть над собственной страной.

Наиболее удачным результатом нынешних переговоров стало бы согласование некоего общего видения ситуации и путей достижения конечной цели без того, чтобы вдаваться в детали, в которых, как известно, кроется дьявол. Пока денуклеаризацию Пхеньян и Вашингтон понимают по-разному. КНДР частью этого процесса видит вывод американских войск из Южной Кореи и устранение ядерного зонтика безопасности над Южной Кореей и Японией. Трамп ранее говорил, что сокращение американского контингента в Южной Корее возможно, но это не вопрос саммита.

Саммит Трампа и Кима чем-то напоминает историю переговоров Горбачева и Рейгана. Их первая встреча в Женеве в ноябре 1985 года закончилась безрезультатно — они лишь согласились с тем, что ядерная война недопустима. Не принес конкретного результата и саммит в Рейкьявике, который состоялся через год. Лишь в декабре 1987 года было подписано соглашение о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который, кстати, США сейчас уже готовы похоронить. В СССР тогда вовсю шла перестройка.

Ким Чен Ын явно предпочел бы обойтись без перестройки и не хотел бы отказываться от ядерных ракет без железобетонных гарантий безопасности своему режиму. Его не могут не настораживать слова того же Помпео о том, что вслед за ядерным разоружением для народа КНДР настанет «светлое и лучшее будущее». Он полагает, что светлее, чем при нем, народу быть не может.

В долгосрочном плане цели Трампа и Кима трудно совместимы. При этом демонстративный провал сингапурской встречи не нужен ни президенту США, ни северокорейскому вождю — но не любой ценой.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию