Непредсказуемая околофутбольная политика. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Какое значение имеет приезд мировых лидеров на мундиаль и как тему чемпионата в России освещают в международной прессе?
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков рассказал, кто из глав государств посетит церемонию открытия чемпионата мира по футболу в России. По его словам, в Москву прибудут лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Белоруссии Александр Лукашенко, глава Абхазии Рауль Хаджимба и президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков.
Также церемонию посетят президент Молдавии Игорь Додон, президент Панамы Хуан Карлос Варела, президент Таджикистана Эмомали Рахмон, президент Южной Осетии Анатолий Бибилов, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, избранный президент Парагвая Мария Абдо Бенитес. Наконец, наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман Аль Сауд посетит матч открытия между Россией и Саудовской Аравией.
«Дальше в течение месяца приедут и главы других государств для посещения матчей своих команд», — сказал Песков, но не стал уточнять, кто именно. Впрочем, присутствием или отсутствием лидеров иностранных государств на церемонии открытия или отдельных матчах мундиаля политический контекст этого мероприятия не исчерпывается. О футболе и политике — в комментарии Георгия Бовта.
Мундиаль в России — это, безусловно, главное не только спортивное событие года, но и во многом политическое. И хотя Владимир Путин поблагодарил FIFA за то, что она отделяет спорт от политики, эту самую политику в большой спорт есть кому подмешать и без FIFA. Во всяком случае, большинство первополосных материалов зарубежных СМИ, посвященных российскому мундиалю, не обходятся без тех или иных политических оценок. Большинство из них сводятся к вопросу, удастся ли России при ее нынешних скверных отношениях с большинством стран Запада и не только перезагрузить свой имидж и сгладить впечатление если не от политики в Сирии или на Украине, то хотя бы от допинговых спортивных скандалов.
В качестве пищи для размышлений на тему имиджа России идет самая разная информация. И совершенно нормальная, позитивная — о том, как будут встречать болельщиков, какие объекты построены за примерно 11 млрд долларов, какие меры принимают для предотвращения беспорядков и выражения гостеприимства — так и информация самая экзотическая из разряда «в России по улицам медведи ходят». Без таковой трудно представить себе репортаж о российском мундиале в западной прессе.
По этой причине на весь мир прославилась, например, глава комитета Госдумы по вопросам семьи Тамара Плетнева, которая призвала россиянок не вступать в интимные связи с иностранцами, поскольку это приводит к рождению детей в неполных семьях, да и вообще детей не той крови. Ее, кажется, процитировали все мировые СМИ, так что свою толику в обновленный образ России она в этом плане, безусловно, внесла, как говорится, не подумав.
С другой стороны, верны себе оказались американские спецслужбы. Не слезая с темы «русских хакеров», они предупредили футбольных фанатов не брать с собой в Россию смартфоны и прочие гаджеты, потому как их там точно взломают и похитят с них все персональные данные с концами.
В свою очередь, британская пресса много пишет о проблемах безопасности и пугает своих фанатов страшными русскими хулиганами. Вспоминают беспорядки, устроенные ими в ходе последнего чемпионата Европы по футболу во французском Марселе.
В то же время принятые российскими силовиками меры безопасности оцениваются все же по достоинству. Вспоминая сочинскую Олимпиаду, признают, что она в этом плане прошла без заметных происшествий. Зато отмечают, что гомофобия и расизм в последнее время на российских стадионах на подъеме. Будут, значит, следить за каждым гомофобом. Не осталось незамеченным в западной прессе, например, обещание представителей неких казачьих организаций докладывать полиции, если заметят целующихся мужчин.
Что касается планов тех или иных мировых лидеров посетить или не посетить матчи чемпионата, то некоторые придают у нас этому гипертрофированное значение. Футбольный чемпионат — это все же не парад Победы на Красной площади, это событие менее политическое. На открытии действительно не будет западных лидеров, однако они могут еще приехать, если их команды, например Франции или Германии, пробьются в финальные стадии турнира. И это будет не столько визит в гости к Владимиру Путину (хотя и он тоже), сколько акция, обращенная к собственному электорату: болеем за наших в любых условиях.
С чисто политической точки зрения даже относительно большое представительство главных мировых лидеров может быть достаточно случайным и не иметь никаких серьезных последствий. Скажем, бывшему президенту Бразилии Дилме Русеф удалось пригласить на финальный матч мундиаля 2014 года лидеров Китая, Индии и России, однако это не помогло ей избежать импичмента. Или, к примеру, в гости к Нельсону Манделе, при всем к нему мировом уважении, на финальный матч мирового чемпионата 2010 года приехали бывший генсек ООН Кофи Аннан, теннисист Рафаэль Надаль, модель Наоми Кэмпбелл, актеры Шарлиз Терон и Морган Фримен, а также лидеры 16 малозначительных государств, самым известным из которых был правитель Зимбабве Роберт Мугабе. 92-летнему Манделе было, в общем, все равно, и никто тогда «випов» на трибунах особо не считал, потому что, как это ни покажется странным, околофутбольная политика куда более непредсказуема, чем сам футбол. Хотя поверить в это, конечно, очень трудно.