16+
Суббота, 17 ноября 2018
  • BRENT $ 67.10 / ₽ 4427
  • RTS1134.93
23 июля 2018, 20:42 Политика
Актуальная тема: Украинский кризис

Азовский кризис. Кто виноват в проблемах украинских портов?

Лента новостей

В Киеве заявляют о «блокаде» Мариупольского порта и грозят России новыми санкциями. Что происходит на самом деле и как сейчас работает Мариупольский торговый порт?

В порту Мариуполя.
В порту Мариуполя. Фото: depositphotos.com

СМИ и эксперты обсуждают, до какой точки дойдет новое обострение между Москвой и Киевом — на этот раз из-за Азова. Украинская пресса называет происходящее «морской блокадой» Мариупольского порта и «холодной войной в Азовском море». Ранее Киев пригрозил Москве новыми санкциями.

Дела у Мариупольского торгового порта действительно идут плохо уже несколько лет, и на это есть несколько причин. Все изменила война: раньше четвертый по величине украинский порт, основанный еще Александром I, специализировался на грузах метпредприятий Донбасса, а до половины оборота порта составляли российские грузы.

Этой весной произошло очередное обострение в отношениях — история с задержанием сейнера «Норд». В мае Госпогранслужба Украины заявила, что Россия начала проводить в Азовском море досмотры судов, которые следуют в Мариупольский порт.

Азов — это внутренние воды России и Украины. Правда, страны до сих пор их не разграничили. По данным трекингового сервиса Marinetraffic, порт Мариуполя продолжает работать: в понедельник, 23 июля, он принял как минимум три судна.

Один из сотрудников порта пообщался с Business FM на условиях анонимности. По его словам, большие корабли, как раньше, сюда практически не заходят. Осталось 20-30 судов, которые заходят, загружаются и уходят, и, пока они не вернутся, мы все тут отдыхаем, говорит собеседник:

«Начиная с 2015 года положение все ухудшается и ухудшается. Особенно сильно ухудшилось это после установки [Крымского] моста — ограничили проход по высоте судов, а теперь еще эти пограничные досмотры, которые задерживают суда от двух-трех часов до трех-четырех суток. Все судовладельцы, грузоотправители теперь всячески ищут обходные пути. Никому неинтересно, что судно стоит среди моря и его досматривают непонятно по каким причинам. Если будем считать удачные годы для переработки Мариупольского порта, то в хороший летний месяц порт перерабатывал до 1,5-1,6 млн тон в месяц. Сейчас в связи со всем этим — мостом, досмотрами, боевыми действиями, которые рядом с нами происходят — порт перерабатывает в среднем 500 тысяч. Меньше в три раза. Все это сказывается на зарплате. Второй год порт работает на четырехдневной рабочей неделе. Зарплата меньше, наверное, на 30%, чем было».

Украинский министр инфраструктуры Владимир Омелян на днях поднял вопрос новых санкций — в отношении российских черноморских портов, за то что Россия якобы заблокировала Азовское море. Впрочем, некоторые украинские эксперты посчитали, что Омелян этими заявлениями пытается поправить собственное неустойчивое положение и отвлечь внимание от других проблем.

С юридической точки зрения досмотры, которые проводит Россия, законны. Дальше ситуация накаляться не будет, а заплатит за все Ринат Ахметов, считает глава киевского Центра политического и экономического анализа Александр Кава:

Александр Кава глава киевского Центра политического и экономического анализа «Я не вижу каких-либо сложностей для украинской экономики в целом, поскольку те грузы, которые теперь невозможно отправить из порта Мариуполь, можно отправить железнодорожным транспортом в порт Южный либо в порт Одессы. Да, это приведет к незначительным увеличениям расходов со стороны инвестиционно-промышленной группы одного из украинских олигархов, который контролирует металлургические комбинаты Мариуполя. Но для украинских железных дорог это возможность дополнительного заработка и, наоборот, стимул для украинской экономики. Если посмотреть на меры безопасности, которые принимаются, очевидно, что правоохранительные органы прилагают максимум усилий, чтобы не допустить какой-либо провокации при прохождении судов под арками Крымского моста».

Regnum приводит такие данные: с середины мая до конца июня в Азовском море российская сторона досмотрела 37 судов, тогда как общее месячное количество судозаходов в это время — около 100 судов. То есть досмотрам подвергли примерно каждое третье судно, а не все подряд. Об их причине Россия информировала заранее: военные учения, из-за которых в части районов Азовского моря свободное хождение судов ограничено до осени. Кроме того, ранее Украина сама ограничила максимальную осадку судов, заходящих в порты Азова, из-за обмеления подходных каналов. Таким образом, Киев сам успешно справляется с блокадой своих портов, отмечает агентство.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию