16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.50 / ₽ 8233
  • RTS1167.07
5 августа 2018, 16:33 Право

«Поняв, что ко мне могут применить силу, я подчинился». В центре Москвы задержали преподавателя ВШЭ

Лента новостей

Инцидент произошел возле Ярославского вокзала. Владимир Бродский утверждает, что полицейские с ним обращались грубо и издевательски, игнорируя требования о понятых и протоколе. Этот случай не единственный с данными стражами порядка

Владимир Бродский.
Владимир Бродский. Фото: Facebook

Преподаватель лицея при Высшей школы экономики Владимир Бродский в субботу, 4 августа, возвращался домой в Королев из Москвы. Мужчина вышел из метро на площадь перед Ярославским вокзалом, купил билет, и его остановили трое мужчин в штатском.

Двое представились сотрудниками уголовного розыска и показали удостоверения. Фамилию и звание одного из них Бродский запомнил — это был прапорщик полиции по фамилии Топорец. По словам Бродского, с ним общались достаточно грубо. У мужчины потребовали предъявить документы, он показал водительское удостоверение, прапорщик забрал его.

Дальше мужчину попросили пройти в отделение, якобы нужна была какая-то проверка на предмет судимостей и розыска. В ответ Бродский хотел предоставить электронную версию справки о несудимости, на что правоохранители отмахнулись, продолжает преподаватель ВШЭ Владимир Бродский:

— Поняв, что ко мне могут применить физическую силу, манера общения этих сотрудников вполне допускала, я понял, что в моем случае лучше подчиниться этим незаконным требованиям. Меня проводили в отделение, повели в какое-то полуподвальное помещение, закрыли дверь. И уже в откровенно грубой форме, обращаясь на «ты», не стесняясь выражений, сказали мне выложить на стойку личные вещи из карманов. Я сказал, что в таких случаях нужны понятые, составление протокола. Сотрудники сказали, что это вариант по-плохому, лучше действовать так, как требуют они. Я выложил свои личные вещи на стойку. На этом все, к сожалению, не закончилось. Топорец запускал руки в мои карманы, взял мой кошелек, перебрал все его содержимое, открывал все отсеки. Второй сотрудник потребовал разблокировать мой телефон. Он пересматривал мои личные фотографии, открывал диалоги, смотрел сообщения, показывал какую-то фотографию, которую я сделал, безобидную, спрашивал, что это такое. Второй в этот момент говорил: о, да это точно закладка. Самым неприятным было то, что меня заставили разуться, снять носки, вывернуть их и даже спустить нижнее белье, что я считаю омерзительным, унизительным действием. Досмотр начал заканчиваться, сотрудники поняли, что ничего у меня нет запрещенного. В этот момент их поведение претерпело значительные изменения, они стали улыбаться, обращались ко мне по имени, разводили плечами. Наконец, меня из этой комнаты вывели, повели в соседнюю, где сотрудник в форме записал данные с моего водительского удостоверения в журнал. После чего мне сказали, что я могу уйти.

— Почему вы на все стали соглашаться, это какое-то непонимание, что делать в стрессовой ситуации?

— Я ссылался на какие-то нормативные документы, но меня совершенно никто не слушал, я понял, что эта линия достаточно бесперспективная.

Уже из дома Владимир Бродский позвонил в службу внутренней безопасности МВД и рассказал обо всем, что с ним произошло. Также он написал заявление в Басманную межрайонную прокуратуру, а еще пост в соцсетях. На эту публикацию откликнулись люди, которые тоже проходили через подобное.

Например, молодой человек по имени Даниил Захаров прислал видео собственного задержания, которое произошло три с половиной года назад. По словам мужчины, его задержали те же сотрудники МВД на Ярославском вокзале, что и в случае с Владимиром Бродским:

— Почему вы меня задерживаете? Вам чего, весело, я не понимаю?

— Я вам ответил.

— Вы мне не представились, во-первых.

—- Мы вам сказали, молодой человек.

— И все! И все, больше вы мне ничего не сказали. Вы должны подойти...

— Как мы вам представиться могли, если вы убегаете?

— Какое убегаю? Вы подошли...

— А что вы делали?

— Я вообще вас не видел, я думал, что, может быть, вы какие-нибудь бандиты. Вы подошли, ничего не сказали.

— Вам нечего бояться, все нормально.

— Мне нечего бояться, просто, зачем вы меня задерживаете, объясните, пожалуйста, зачем вы меня задерживаете? На вас жалобу написать, что ли? Какой ваш нагрудный номер? Нагрудный номер назовите, пожалуйста, ваш.

— Не надо кричать.

— Почему вы меня задерживаете? Вы подошли, схватили, куда-то меня ведете, почему я должен это терпеть?

Проблема в том, что закон крайне расплывчато формулирует основания, которые позволяют сотрудникам действовать подобным образом, рассуждает адвокат Сурен Аванесян.

Сурен АванесянСурен Аванесян адвокат «Формулировки при наличии достаточных оснований позволяют сотрудникам как доставить лицо в отдел по подозрению в совершении какого-либо преступления, так и подвергать его тем манипуляциям, которым был подвергнут этот человек. При этом доказать что-либо достаточно сложно, поскольку сотрудников все-таки несколько, этот человек один, поэтому как контрольно-надзорные, так и судебные органы, к сожалению, зачастую принимают на веру слова сотрудников, в отличие от слов пострадавших от действий этих сотрудников. Возможно, имея какие-то ориентировки, подозрения, эти сотрудники действовали подобным образом, при этом, со слов человека, не соблюдали процедуру, которая должна быть соблюдена в обязательном порядке. То есть лицо должно быть извещено, во-первых, о том преступлении, в совершении которого оно подозревается, личный обыск должен проводиться при наличии достаточных оснований. Но что должно являться этими достаточными основаниями, конечно, не прописано. Он обязательно должен проводиться в присутствии понятых одного пола с лицом, подвергаемым обыску, но эти обязательные условия соблюдаются достаточно редко. Но в случае проверки, постольку поскольку у лица, подавшего жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов все-таки, к сожалению, доказательства отсутствуют, то каких-то таких перспектив не видится».

Транспортная прокуратура назначила проверку в ответ на жалобу преподавателя ВШЭ Владимира Бродского на «издевательские действия» полиции на Ярославском вокзале. Правда, сам Бродский говорит, что узнал о проверке из СМИ. В пресс-службе транспортного управления МВД сообщили, что допустившим нарушения сотрудникам может грозить привлечение к ответственности.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию