16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1129.34
10 декабря 2009, 16:36 Компании

Туркменский газ нашел нерусского покупателя

Лента новостей

Новый стратегический газопровод Туркменистан—Китай в начале следующей недели будет сдан в эксплуатацию. Россия заинтересована в том, чтобы «лишний» туркменский газ попал куда угодно, но только не в Европу

Газопровод Туркменистан—Китай начнет работать через четыре дня. Фото: kmg.kz/page.php
Газопровод Туркменистан—Китай начнет работать через четыре дня. Фото: kmg.kz/page.php

В начале следующей недели новый стратегический газопровод Туркменистан—Китай будет сдан в эксплуатацию, с чего начнется доступ Ашхабада на огромный китайский рынок. И это выгодно России, которая заинтересована в том, чтобы «лишний» туркменский газ попал куда угодно, но только не в Европу.

«В соответствии с соглашениями, Туркмения в течение 30 лет будет ежегодно поставлять в Китай 40 миллиардов кубометров газа», — сообщил глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в среду в интервью китайским журналистам, подчеркнув, что этот проект имеет стратегическое значение для обеих стран.

В первое время поставки в КНР пойдут с уже освоенных месторождений «Самандепе» и «Алтын асыр» и составят 13 млрд кубометров газа. Глава Туркменистана не сказал, сколько времени понадобиться для того, чтобы выйти на мощность в 40 миллиардов кубометров газа ежегодно, но предполагается, что для этого Туркмении придется разработать ряд новых месторождений. Неизвестна и цена газа, экспортирующегося в Китай.

Туркмения открывает новые рынки

Соглашение о строительстве этого газопровода, который соединит эту центральноазиатскую страну с Китаем, через территории Узбекистана и Казахстана, было подписано в Пекине еще в 2006 году Сапармуратом Ниязовым. И когда Бердымухамедов пришел в 2007 году к власти, он подтвердил обязательства Ашхабада перед Пекином, подчеркнув необходимость диверсификации поставок газа на экспорт.

Сейчас эта политика начинает приносить свои плоды. В конце декабря этого года туркменская сторона планирует запустить второй газопровод Туркменистан—Иран. Это позволит увеличить ежегодные поставки туркменского природного газа Тегерану с нынешних 8 млрд кубометров до 14 млрд, а с выходом второго газопровода на проектную мощность — до 20 млрд кубов в год.

Кроме того, Туркмения с помощью Ирана построила первый на Каспии морской терминал для хранения и отгрузки сжиженного газа, пропускной способностью 200 тысяч тонн в год. За достаточно недолгое время производство сжиженного газа в республике выросло более чем в 15 раз и сейчас составляет 276 тысяч тонн в год. А к 2030 году объем производства СПГ увеличится до 3 млн тонн. И если до сих пор в основном импорт туркменского сжиженного газа шел в Иран, Афганистан и Япония, то в будущем к ним могут присоединиться и другие страны.

Формально Иран находится по запасам газа в мире на втором месте, но предпочитает закупать туркменский газ. «Дело в том, что месторождения газа в Иране расположены не там, где нужно. Поэтому дешевле закупать его по мировым ценам в Туркмении, чем вести газопроводы через горные массивы на север в Тегеран и другие города, где живет основная часть населения», — поясняет парадокс гендиректор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.

Как отмечает эксперт, точные объемы поставок газа из Туркменистана оценить достаточно сложно, так как они сильно меняются в зависимости от обстоятельств, но экспортный потенциал этой страны внушителен.

Китай кредитует поставщиков газа

«По нашему прогнозу, экспорт газа из Туркменистана должен составить порядка 65 млрд кубометров, а к настоящему времени после открытия новых месторождений экспортный потенциал этой страны вырос до 170 млрд кубометров в год, — заявил BusinessFM специалист. — Это достаточно много. Конечно, по этому показателю Туркмения достаточно сильно отстает от России, но она значительно обгонит другие страны и с такими объемами фактически сможет выйти на второе место в мире»

Из этих 170 млрд, указывает Рустам Танкаев, большую часть газа Туркмения будет, по всей видимости, поставлять в Китай, который в последние годы очень активно инвестирует крупные средства в туркменский газодобывающий комплекс. Благодаря китайским инвестициям было исследовано и крупнейшее месторождение Южный Иолотань, запасы которого, судя по результатам последних бурений, увеличились до 14 трлн кубометров, что позволяет его включить в пятерку самых крупных газовых месторождений на планете

«Размеры Южного Илотаня больше Штокмана, и у нас такого месторождения нет. Наши месторождения не такие крупные, хотя их довольно много», — говорит Рустам Танкаев.

На освоение этого месторождения Пекин предоставил Туркмении кредит на 3 млрд долларов. Процент по кредиту не известен, но ранее китайцы кредитовали Ашхабад под 2% годовых и понятно, что перекредитоваться где-то по более выгодным условиям не получится. Естественно, оборотной стороной медали является то, что затем Китай будет настаивать на более низкой цене импортируемый газ.

«Цена зависит от точки поставки. Если цена газа будет считаться на границе с Китаем, и там цена будет определяться в соответствии с мировой ценой, то его цена газа в будущем году составит 190 долларов за тысячу кубометров, — прикидывает Рустам Танкаев. — А если цена будет определяться до какого-либо внутреннего района в Китае, то из мировой цены будет пропорционально вычитаться стоимость транспортировки, которая составляет примерно 25 долларов за поставку тысячи кубом на тысячу километров. И вся торговля двух стран сейчас идет вокруг этого определения точки».

Лучше Китай, чем Европа

В целом, Китай заинтересован в том, чтобы в долгосрочной перспективе газ Туркмении шел в его сторону и совсем не заинтересован в том, чтобы какая-то его часть уходила на Запад, а именно в Европу, говорит эксперт. И хотя ЕС прилагает очень большие усилия для того, чтобы Туркмения, которая является единственным реальным источником газа для Nabucco, подключилась к этому проекту — вряд ли это Ашхабад пойдет на это, поскольку республика уже «полностью зависит» от Пекина, говорит эксперт.

Впрочем, например, аналитик RusEnergy Михаил Крутихин не сомневается, что Nabucco будет реализован, и Туркмения в этом проекте сыграет значительную роль.

России, по мнению Рустами Танкаева, «на самом деле не заинтересована в туркменском газе», так как отечественный газодобывающий комплекс работает сейчас на 55% мощности. Единственный интерес заключается в том, чтобы оттянуть туркменские объемы с европейского рынка, чтобы он не конкурировал с российским газом. Объемы импорта газа из Туркмении в Россию пока неизвестны и будут зависеть от того, сколько газа нужно будет оттянуть с европейского рынка, поэтому, хотя поставки в Россию ведутся по выгодной для Ашхабада цене, они будут достаточно невелики, так как будут сформируются «по остаточному принципу».

«В следующем году это будет, наверное, не больше 20 млрд кубометров, — считает Рустам Танкаев. — Мы заинтересованы в том, чтобы покупать у туркменов весь избыток и дальше распределять его через свои сети, чтобы не допускать конкуренции на европейском рынке, которая там и так достаточно остра. Чтобы этот газ пошел в каком угодно направлении, но только не в Европу. А Иран и Китай закупали как можно больше турменского газа. Сейчас, кстати, заканчивается строительство газопровода из Ирана в Армению, по которому в эту закавказскую республику через Табриз пойдет турменский газ. И это тоже выгодно для России, так как Ереван, союзник России, постоянно страдает от якобы технических перебоев на газопроводе, идущем через Грузию».

Сейчас, на взгляд эксперта, основная проблема Туркмении состоит в том, что стране достаточно несложно нарастить объемы добычи, но 75% газа содержат конденсат и тяжелые углеводородные газы. В таком виде его в распределительные сети подавать нельзя, однако мощности заводов по подготовке газа, которые составляют примерно 85 млрд кубометров в год, пока недостаточны.

Китай диктует всем

По мере строительства новых газоперерабатывающих заводов добыча будет нарастать: внутреннее потребление составит до 20 млрд кубометров, а экспорт — до 170 млрд кубометров. Эти объемы экспорта Туркмения сможет поддерживать до 50 лет.

Очевидно, что по мере развития газотранспортной системы внутри Китая и увеличения там числа потребителей туркменского газа, мощность нового газопровода будет нарастать, и все больше газа будет отправляться в Китай. Ранее сообщалось, что Туркмения может нарастить свой суммарный экспорт в КНР и до 80 млрд кубометров газа в год.

«Это абсолютно реально. Ашхабад сможет поставлять в КНР и 100 млрд кубометров газа в год, хотя Иран в дальнейшем продолжит импортировать основную часть потребляемого газа из Туркмении, максимум до 10 млрд в год в ближайшем будущем. А все остальное, по всей видимости, пойдет в Китай» — предполагает Рустам Танкаев.

Россия тоже получает выгоды от китайско-туркменских газовых проектов, так как принимает участие в строительстве нового газопровода (часть его стоит «Трансгаз»), идущего до китайской границы. «Мы должны и дальше всемерно содействовать, чтобы туркменский газ уходил на китайский рынок, емкость которого, по наши расчетам, вырастет через 10 лет до 2 трлн кубометров в год, — говорит эксперт. — Такого объема нет и неоткуда взять. Поэтому ясно, что это будет рынок продавца, который сможет диктовать свои условия. И первое место на этом рынке, безусловно, займет Россия, а второе — Турменистан».

Впрочем, есть и другие мнения. Директор Института энергетической политики Владимир Милов считает, что «Россия в Центральной Азии стратегически проиграла», так как впервые Туркмения получила реальную альтернативу экспорта. А Китай, который выделил государствам Шанхайского клуба 10 млрд долларов, превратился в самого крупного игрока в регионе и главного конкурента России.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию