16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
23 августа 2018, 16:40 ФинансыВалюта

Банк России решил не закупать валюту до конца сентября

Лента новостей

Центробанк приостанавливает покупку валюты для Минфина на внутреннем рынке для снижения волатильности финансовых рынков. В ЦБ заверили, что это не повлияет на выполнение плана закупок валюты в рамках бюджетного правила

Фото: Митя Алешковский/BFM.ru

Центральный банк России принял решение не покупать для Министерства финансов РФ иностранную валюту с 23 августа до конца сентября текущего года. Об этом говорится в сообщении на официальном сайте ЦБ. Данное решение было принято «в целях повышения предсказуемости действий денежных властей и снижения волатильности финансовых рынков».

На торгах 23 августа курс доллара к рублю поставил рекорд с апреля 2016 года, но после сообщения Центробанка курс рубля моментально приостановил снижение, отыграв потери. Что будет дальше? Об этом рассуждает советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов:

— Рубль достаточно мощно развернулся. Это заложено в сегодняшнее заявление ЦБ?

— Очевидно, да. Дело в том, что закупки валюты ЦБ в период, когда рынок очень нервно реагирует на очередные сообщения о санкциях, как мера сама по себе довольно сильно ослабляли рубль. Соответственно, как только эта мера была прекращена, рубль тут же отреагировал на это заметным ростом.

— Зачем ЦБ так активно покупал валюту в последние дни?

— Причины две, причем одна причина сугубо тактическая — формальное выполнение бюджетного правила. Я напомню, что на 2018 год в бюджет заложена цена на нефть 40,8 доллара за баррель — намного меньше, чем на практике. Соответственно, избыток валютной выручки должен быть закуплен для пополнения международных резервов, так утверждает бюджетное правило. Во-вторых, такого рода покупки и ослабление рубля при условии, что это умеренное ослабление, очень благотворно сказывается на бюджете, в том числе и с точки зрения исполнения «майских указов». Если бы не слишком сильные движения, которые традиционно нервируют и бизнес, и граждан, идея Минфина и ЦБ продолжать покупки валюты выглядела бы очень логично.

— То есть если бы снижение шло плавными темпами, то, возможно, мы и не услышали бы сегодняшнего заявления ЦБ?

— Весьма вероятно, потому что имеют значение не только абсолютные цифры, но и темп их изменения. Когда изменения происходят постепенно, участники рынка к ним легко привыкают, это не вызывает нездорового ажиотажа. Когда же рубль ослабевает слишком резко, это способствует паническим настроениям, что нежелательно. Собственно говоря, из-за этого закупки и были временно прекращены.

— До 1 октября еще достаточно много времени, не передумает ли ЦБ?

— Мне кажется, вряд ли. Во-первых, времени не мало, но и не слишком много; во-вторых, как раз в течение этого срока, скорее всего, прояснится обстановка, связанная с введением санкций. В настоящее время со стороны США вводится несколько пакетов довольно разных санкций, их воздействие на российскую экономику и курс рубля еще до конца неясно. К началу октября, скорее всего, наступит хотя бы некоторая определенность. Это позволит ЦБ принимать гораздо более грамотные и обоснованные решения.

— А сейчас рынку чего ждать? Понятно, что отскок произошел, но впереди опять-таки достаточно много дней, как себя дальше поведет российская валюта?

— Дело в том, что, если бы не существовало политического фактора, мы увидели бы курс рубля в районе 50 рублей за доллар, поскольку для данной цены на нефть рубль выглядит очень слабо. Но политический фактор очень силен, и, к сожалению, он мало поддается прогнозированию. Скорее всего, нужно быть готовым к волатильности, что несколько нервирует инвесторов, но точно так же радует профессиональных валютных спекулянтов.

— Они, получается, выиграли сейчас больше всего?

— А это всегда так бывает, когда резко растет волатильность. Как правило, инвесторы несколько теряют, а спекулянты, наоборот, зарабатывают.

— Не стоит ли ждать нам от ЦБ еще каких-то заявлений? Может быть, по ставке?

— Теоретически это возможно, но ставка — это тяжелая артиллерия, и, как показывает опыт, ЦБ если и применяет повышение ставок, то для этого должны быть какие-то чрезвычайные обстоятельства. Пока же ослабление рубля все-таки не носит такого характера, который был бы опасен для российской экономики, поэтому ждать ввода в бой тяжелой артиллерии, мне кажется, преждевременно. Вероятно, соответствующие подразделения ЦБ уже просчитали такой сценарий, выбрали для себя уровни, начиная с которых повышение ставки может быть применено.

Центробанк России уверяет, что отслеживает ситуацию на финансовом рынке и «имеет достаточно инструментов, чтобы предотвратить угрозы для финансовой стабильности».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию