16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.21 / ₽ 8127
  • RTS1178.69
29 августа 2018, 06:01 ПолитикаКонфликты

Идлиб раздора. Будет ли похоронен астанинский процесс?

Лента новостей

Запад говорит, что Асад готовится применить в сирийской провинции химическое оружие и грозит Дамаску «серьезным ответом». Россия утверждает, что это провокация. Что кроется за этими обвинениями и возможны ли в этой ситуации простые решения?

Фото: Omar Sanadiki/Reuters

Дамаску грозят «серьезным ответом». Именно так сформулировали то, что может произойти, представители США, Великобритании и Франции в ходе заседания Совбеза ООН, созванного по инициативе России во вторник, 28 августа.

Запад говорит, что Асад готовится применить химическое оружие в провинции Идлиб. Россия со своей стороны говорит о провокации. Идлиб — это именно та провинция Сирии, в которую позволили выйти сторонникам разношерстных группировок и так называемой умеренной и радикальной оппозиции после того, как правительственные войска Сирии взяли контроль над Алеппо.

В сентябре 2017 года Россия, Иран и Турция на переговорах в Астане договорились, что в Идлибе будет создана зона деэскалации под контролем Турции. Теперь Дамаск, судя по всему, решил вернуть ее под свой контроль. То есть фактически можно сказать, что сейчас происходят похороны астанинского процесса.

При этом Турция осознает, что потеряв Идлиб, она потеряет свое влияние в регионе. Стоит напомнить, что Реджеп Эрдоган неоднократно называл несправедливым Лозаннский мирный договор 1923 года — то есть, он считает эту территорию турецкой. А если обойтись без исторических экскурсов, то контроль над Идлибом позволяет ему сдерживать активность столь нелюбимых им курдов.

Ну, и в довесок — потеря Идлиба чревата для Турции очередной значительной порцией беженцев, которых у нее и так уже больше трех миллионов. При этом нельзя сказать, что Турция полностью контролирует эту территорию, говорит руководитель бакинского клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде.

Ильгар Велизаде руководитель бакинского клуба политологов «Южный Кавказ» «В Идлибе сконцентрированны весьма разношерстные группы, отношения между ними не всегда складываются гладко. Правительственные войска стараются взять под контроль все территории Сирии. По мере успешных операций противоречия между этими группами в Идлибе усиливаются. Даже Турция не в состоянии обеспечить полный контроль над ситуацией. Россия заинтересована в том, чтобы вокруг Идлиба конфликт не обострялся. Она предпочитает диалог как с Асадом, так и с турецкой стороной, но насколько ситуация дальше будет поддаваться контролю, предположить очень сложно».

Россия, судя по всему, решила дать карт-бланш режиму Асада, надеясь, что он, заняв Идлиб, быстро и эффективно разрубит узел гражданской войны в Сирии. Может быть, дело и выгорит, но все же шансы на то, что ситуацию удастся вернуть к той, что была до 2011 года, исчезающе малы. Слишком много с тех пор в регионе оказалось замешано разных сил, считает заместитель главного редактора интернет-издания «Ежедневный журнал» Александр Гольц.

Александр Гольц заместитель главного редактора интернет-издания «Ежедневный журнал» «Режим Башара Асада стремится завершить гражданскую войну на своих условиях и силой установить контроль над последней зоной деэскалации в Идлибе. Министр иностранных дел Турции прибывает в Россию, чтобы просить Путина удержать Асада от действий в Идлибе. А Россия, судя по всему, согласилась с той логикой, что надо одним махом разрешить все проблемы. Россия, по-моему, окончательно запуталась в тех построениях, которые она создавала в Сирии: непонятно, как одновременно дружить с Турцией и курдами, как дружить с Асадом и Турцией одновременно».

Можно предположить, что курдские соединения, которые контролируют значительную часть Сирии, с удовлетворением воспримут уход Турции, но вряд ли особо рады перспективе возврата режима Башара Асада. При этом стоит отметить, что в последнее время они получили значительные партии оружия от США и вряд ли останутся в стороне.

Россия сейчас, судя по всему, пытается договориться о том, чтобы ситуация была разрешена относительно мирно. Во вторник министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что сотрудники Центра по примирению враждующих сторон в Сирии ведут «вязкие», как он сказал, переговоры с лидерами группировок и шейхами в Идлибе для мирного урегулирования кризиса. Если удастся добиться успеха, это станет настоящей победой России. Но, слушая риторику, которая звучит сейчас в Совбезе ООН, верится в это как-то не очень.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию