16+
Вторник, 16 апреля 2024
  • BRENT $ 90.01 / ₽ 8467
  • RTS1155.46
11 декабря 2009, 23:49 КомпанииПраво

Кто заплатит за закон о торговле

Лента новостей

Поможет ли «Закон о торговле» производителям? Не опустеют ли полки с товарами после его принятия? С такими вопросами радиостанция Business FM обратилась к представителям российского бизнеса, чьи интересы закон затронет напрямую

Не опустеют ли в магазинах полки с товарами? Фото: ИТАР-ТАСС
Не опустеют ли в магазинах полки с товарами? Фото: ИТАР-ТАСС

Разработка «Закона о торговле» тянется уже несколько лет. На этой неделе Госдума дважды переносила второе чтение законопроекта — он все еще требует доработки. Теперь его предполагается рассмотреть 16 декабря. Сложность заключатся в том, что в данном законе необходимо согласовать интересы «противоборствующих групп» — производителей, поставщиков и продавцов.

Поможет ли новый закон российским производителям? Не опустеют ли полки с товарами после его принятия? С такими вопросами радиостанция Business FM обратилась к представителям российского бизнес-сообщества, чьи интересы закон затронет напрямую.

Отметим, у участников рынка не сложилось единого мнения о том, как изменит закон расстановку сил на рынке, нет единства и внутри «групп» — торговых фирм и производителей.

Закон по призванию

Депутат Госдумы, основатель группы компаний «Белая Дача» Виктор Семенов:
— Не секрет, и это признано всеми экономистами, что сетевая торговля обладает избыточной рыночной силой. И закон призван немножко ее обуздать, именно во благо товаропроизводящей цепочки, а также во благо потребителей. Но самое главное, закон призван сохранить конкуренцию в ритейле.

В России как-то живут, хотя по многим законам жить невозможно

Председатель совета директоров компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили:
— На сегодняшний день проект закона выглядит достаточно нормально, но посмотрим, что примут. Будем надеяться, что на последних чтениях изменения, если они будут внесены, не окажутся такими, которые могут чем-то навредить.

Президент группы компаний «Дикая орхидея» Александр Федоров:
— Поскольку Россия страна очень коррупционная, понятно, что вполне возможна ситуация, когда те или иные сети получают монопольное преимущество на рынках. В этом случае регулировать, конечно, нужно. Как наш закон повлияет на это, мне трудно предусмотреть. Но думаю, что еще много будет впереди вопросов, связанных с антимонопольным регулированием.

Генеральный директор торговой сети «Магнолия» Дмитрий Митрохин:
— В нашей стране как-то все живут, хотя, по многим законам жить невозможно. Все придет в новую точку равновесия. Товары дешевле не станут, это точно, прибыли ни у кого не вырастут — ни у производителей, ни у ритейлеров. У нас уже сейчас без всяких законов, если появляется какая-то возможная добавка, сразу присылают из разных регионов письма, что мы должны сдавать какую-то дополнительную отчетность. А кто это будет все делать? Дополнительные люди? А это — дополнительная зарплата, часто не маленькая. Оплачивать же будут покупатели. Они же заплатят чиновникам, которые будут это проверять.

Генеральный директор «МЕТРО Кэш энд Керри Россия» Акин Байер:
— Ряд положений в этих поправках противоречит законам и Конституции Российской Федерации. Например, в предисловии к статье 22 говорится о раскрытии информации о товаре, а также его стоимости и всех надбавок к ней. Фактически речь идет о раскрытии информации, составляющей коммерческую тайну компании, которая защищена федеральным законом «О коммерческой тайне». Перечень товаров первой необходимости, в цену которых запрещено включать наценки, необоснованно расширен. Полагаю, что эти поправки нанесут определенный удар по всем участникам рынка, и они не совсем разумны для ритейлеров. Не думаю, что доступность товаров может сократиться но, безусловно, отношения с поставщиками от этого легче не станут. Кроме того, вырастут административные расходы ритейлеров, что также придется учитывать.

Страшно перерегулирование

Генеральный директор компании «Авеста Фармацевтика» Михаил Грошенков:
— Я жду изменений от этого закона. Я согласен, что необходимо госрегулировать определенные вещи. Я представляю фармбизнес, у нас есть группа препаратов, на которые необходимо вводить государственное регулирование. Но, есть два принципиальных момента. Во-первых, нужно госрегулировать не все, а только жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. И второе, мы опасаемся, что государственное регулирование может затронуть общую наценку от производителя до аптеки. Насколько я понимаю, бизнес-сообщество заинтересовано в том, чтобы оптовые предельные наценки были отдельно, а розничные — отдельно. Если это произойдет, то бизнесу будет достаточно комфортно.

Председатель совета директоров консервного холдинга «ПомидорПром» Максим Протасов:
— Регулирование торговли — само по себе не плохо. Если брать ритейл, то, конечно, основной доход должна составлять все-таки валовая маржа от торговли, а не продажа полок. Тем не менее, наш ритейл развивался в последние годы достаточно активно, наверное, в силу того, что его особенно не регулировали, и развивался лучше, чем производители. То есть ритейлу меньше мешали, и слава богу. Мы участвовали активно в обсуждении этого закона о торговле, и нас даже называли лоббистами сетей среди производителей, потому что наша позиция сводится к следующему: сейчас сильно регулировать или каким-то образом ограничивать ритейл — это не рабочая мера. Не очень даже понятно, что именно можно регулировать.

Малому бизнесу закон будет не по карману

Генеральный директор «Русской масложировой компании» Игорь Денисов:
— Если говорить о позиции сетей, то на сегодня они обладают сильной властью на рынке. Я имею в виду власть, которая позволяет им контролировать большую долю рынка, диктовать свои условия поставщику. Если закон о торговле, в том чтении, в котором его хотят принять, начнет действовать, то появятся предпосылки к тому, что ассортимент продукции, которая сегодня есть на полках, оскудеет. Будет продаваться только то, что на сегодня имеет имя, долю рынка и торговые преференции. Выходить с новым продуктом на рынок сможет только тот игрок, который будет иметь мощный ресурс на раскрутку бренда, на промоушн, на то, чтобы этот товар продвинуть не только в регионах, но и в федеральном масштабе. Такое недоступно для малого и среднего бизнеса. Это будет под силу только крупным игрокам.

Генеральный директор кондитерского дома «Шандени» Янис Куликовский:
— После принятия этого закона не опустеют полки производителей. Но, к сожалению, у сетевых операторов останется возможность получать в завуалированной форме те бонусы и те дополнительные платежи, которые они получали прежде. Это может уйти в тень и не принести доходов казне. Закон не доработан и с точки зрения защиты производителей, да и с точки зрения развития сетей тоже. Поэтому еще много и долго нужно работать вместе — и производителям, и сетям.

Хотят, наверное, как лучше

Генеральный директор «Суздальского медоваренного завода» Игорь Задорожный:
— Те ограничения для розничной торговли, которые содержатся в законопроекте, достаточно легко обойти. Принципиально зависимость производителей от крупных сетевых торговцев закон не изменит. Я скептически отношусь к попыткам госрегулирования чего-либо. Мы работаем в сфере производства алкогольных напитков, на моей памяти все попытки регулирования приводили только к одному: к дополнительным проблемам у легальных производителей. И никогда они не достигали главной цели — убрать с рынка паленую водку. Она как была, так и есть.

Главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис:
— В той редакции, в которой я видел закон, он, конечно, серьезно поможет отечественным производителям, особенно неэффективным, еще какое-то время удерживаться на плаву. Он будет мешать эффективным товаропроизводителям побеждать в конкурентной борьбе. Он серьезно повлияет на прибыльность поставщиков. Но источником этой прибыльности будут кошельки покупателей, так как никакого другого не существует. Конечно, этот закон достигнет ровно обратных эффектов тем, которые декларируются.

Генеральный директор компании «Росчайкофе» Рамаз Чантурия:
— Конечно, если попытаться законом ограничить сетевиков, их запросы, и сделать это без комплексного подхода, без контроля не только буквы, но и духа закона, то всегда те же самые предприятия розничные найдут способ, каким образом заставить поставщика оплачивать какие-то дополнительные доходы. А это потом ляжет на плечи потребителя.

Генеральный директор сети пекарен «Боско-Л» Леонид Меерзон:
— Этот закон не включает, не предполагает никаких механизмов его реализации. Во-первых, проект этого закона противоречит Гражданскому кодеку. И второе, не предусмотрены никакие наказания за нарушения этого закона. И пока не внесут в Административный кодекс соответствующие изменения, этот закон работать не будет.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию