16+
Суббота, 20 октября 2018
  • BRENT $ 80.02 / ₽ 5241
  • RTS1126.97
1 октября 2018, 12:48 Компании

Tesla на пороге перемен

Лента новостей

Комиссия по ценным бумагам США обвинила Илона Маска в манипуляции рынком, выписав штраф в 20 млн долларов и требование покинуть пост председателя совета директоров компании. Что дальше будет с известным производителем автомобилей?

Илон Маск.
Илон Маск. Фото: Zuma\TASS

Илон Маск относится к тому типу предпринимателей, которых принято называть «эксцентричный», и это играет с ним злую шутку уже не впервые. В частности, он известен тем, что не терпит того, чтобы его деятельность подвергали сомнению: для главы крупной корпорации не самая лучшая черта. Так, на мартовской конференции с аналитиками он отказался отвечать на вопрос об уменьшающейся капитализации Tesla. «Простите, следующий, скучные и идиотские вопросы не интересны», — сказал Маск. Сразу после этой выходки акции компании упали на 5,6%.

Через некоторое время падение произошло после первоапрельской шутки Маска в Twitter о том, что Tesla разорена. Не исключено, что очередная забава про выкуп акций окажется для компании в некотором смысле фатальной, говорит партнер фонда Genesis Tech Capital, консультант в области корпоративного управления Александр Филатов:

Александр Филатов партнер фонда Genesis Tech Capital, консультант в области корпоративного управления «Илон Маск ведет себя как владелец и генеральный директор стартапа. То, что позволено стартапу, неприемлемо для публичной торговой компании. Конечно, это было ошибкой. Он подтвердил свое умение быть выше всех, кому-то это понравится, инвесторам — нет. Публичный рынок достаточно консервативен, инвесторы, которые вкладываются в акции компании, это крупные пенсионные фонды. Они ожидают адекватного поведения от руководителей всех уровней. Тем более руководителей, которые комментируют такой чувствительный элемент, как цена выкупа акций компаний».

Резкий рост стоимости акций Tesla начался пять лет назад, в ее перспективы поверили инстуциональные инвесторы. Но вкладываться от года в год в перспективы на фоне постоянных убытков устают даже такие консервативные вкладчики, как пенсионные фонды. Ведь другие показатели им хорошо знакомы. Несмотря на то, что в рекламных роликах Tesla демонстрирует роботизированное производство, в компании работает порядка 37 тысяч человек. В расчете на одного работника в год, заводы компании производят в семь раз меньше автомобилей, чем такие производители как GM или Toyotа, то есть налицо значительно более низкая производительность труда. Вера в то, что у компании есть будущее до сих пор держалась только на личной харизме Маска, делится своим мнением партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:

Игорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «Авторитет Tesla держится не только на том, что ей удается продавать очень дорогие, достаточно пока еще не практичные автомобили, но еще и на авторитете Илона Маска. Сейчас ситуация создалась достаточно хрупкая, у меня есть опасения, что в конечном итоге компанию может купить кто-то из монстров и заняться уже на ином уровне производством электромобилей, потому что команда Маска в автопроме новички. Было допущено много ошибок, которых бы не допустил человек, работавший в сфере автомобилестроения».

Tesla имеет сложившуюся репутацию компании, которая хронически срывает сроки поставки. Произведя порядка 100 тысяч автомобилей в прошлом году, компания показала убыток около 2 млрд долларов (почти 20 тысяч долларов на каждый проданный автомобиль). Это вопросы скорее не того, насколько продвинутые у вас технологии или нет, а классического для любого бизнеса планирования, организации и менеджмента. Понятно, что от раскрученного во всем мире названия и логотипа в виде стилизованной под элемент электромотора литеры «Т» никто отказываться не будет, но совсем не исключено, что в составе руководства и собственников компании в скором времени произойдут значительные перемены.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию