16+
Среда, 22 ноября 2017
  • BRENT $ 63.02 / ₽ 3692
  • RTS1159.11
15 декабря 2009, 12:35 Криминал

Контрабандное оружие в Таиланде связывают с Бутом

Лента новостей

Перехваченный в Бангкоке самолет Ил-76 с контрабандным оружием может иметь отношение к известному сербскому торговцу вооружениями Томиславу Дманьяновичу. Тот связан с Виктором Бутом, находящимся в бангкокской тюрьме.

Перехваченный в Бангкоке самолет с  контрабандным оружием Фото: AFP
Перехваченный в Бангкоке самолет с контрабандным оружием Фото: AFP

На базе ВВС на севере Таиланда полицейские приступили к осмотру груза самолета Ил-76, арестованного на прошлой неделе. Более сотни экспертов разбирают 35 тонн груза, в котором уже найдены гранатомоты, портативные ракетные установки и компоненты ракет Земля-Воздух. По данным тайских СМИ, самолет с экипажем из четырех граждан Казахстана и одним белорусом был принужден к посадке в Бангкоке истребителями тайских ВВС. Власти не комментируют эти сообщения, передает Reuters.

Между тем, мистерия с самолетом Ил-76 начинает напоминать приключения корабля «Arctic Sea», так до сих пор и не разгаданные. Газета The Times со ссылкой на шведские источники утверждает, что груз оружия на борту самолета имеет отношение к известному сербскому торговцу вооружениями Томиславу Дманьяновичу (Tomislav Dmanjanovich), который, в свою очередь, связан с российским бизнесменом Виктором Бутом, находящимся в бангкокской тюрьме.
Бута подозревают в незаконной торговле оружием.

Итак, вот известные факты. Самолет с оружием совершил на прошлой неделе не предусмотренную летным планом посадку в столице Таиланда для дозаправки. Летчики (четверо граждан Казахстана, один белорус) сообщили местным властям, что на борту — оборудование для бурения нефтяных скважин. Однако вместо буров в грузовом отсеке Ил-76 нашли гранаты и ракеты. Летчикам, если их вина будет доказана, грозит по 10-летний срок .

Сейчас пятеро задержанных членов экипажа находятся в предварительном заключении в той же тюрьме в Бангкоке, что и Виктор Бут. Полиция Таиланда задержала летчиков на 12 дней, чтобы иметь возможность расследовать происхождение и адресат загадочного груза. Предполагается, что самолет в Бангкоке ждали после того, как полиция получила наводку от иностранного источника — скорее всего, американского.

Теперь понятно, кому задавать вопросы

Авторитетный Стокгольмский международный институт мира (SIPRI) провел собственное расследование, благо это научное учреждение считается ведущим в обнаружении тайных путей международной торговли оружием. Сотрудник SIPRI Хью Гриффитс (Hugh Griffiths), отвечающий за мониторинг грузовых компаний, подозреваемых в контрабанде вооружений, полагает, что ему удалось разрешить загадку: «Тайны вокруг этого самолета больше не существует. Теперь следователи знают, кому задавать вопросы и о чем», — заявил он в интервью The Times. По словам эксперта, предыдущие владельцы Ил-76 использовали его для поставок оружия в Либерию, Сьерра-Леоне, Демократическую Республику Конго, Сомали, Судан и Чад.

Не вполне понятно, кого именно ловили тайские правоохранительные органы, когда проводили досмотр самолета, — контрабандистов оружия из Восточной Европы или северокорейских продавцов. После того, как в июне с.г. ООН ввела санкции в отношении Пхеньяна за отказ сотрудничать с международным сообществом в сворачивании ядерной программы, поставки северокорейского стрелкового и иного оружия были запрещены. Это нанесло тяжелый удар по бюджету Северной Кореи и вынудило ее искать обходные пути в контрабандных поставках.

Именно таким образом, как предполагают, продавцы из Пхеньяна вышли на сербского торговца смертью Томислава Дманьяновича. Его считают специалистом по продажам оружия так называемым режимам-изгоям. Согласно докладу ООН от 2007 года, компании Дманьяновича регулярно поставляли вооружения в страны, в отношении которых действовали санкции Объединенных Наций.

Давний шлейф незаконных поставок

В 1996 году грузовой самолет, зафрахтованный Дманьяновичем для доставки запчастей к истребителям ВВС Ливии, разбился на окраине Белграда. В этой катастрофе погиб основной бизнес-партнер Дманьяновича. В тот момент поставки оружия в Ливию были запрещены ООН. В том же 1996 году, согласно документу, Дманьянович поставил миллионы патронов для Демократической Республики Конго: официально они предназначались для Руанды, в отношении которой режим санкций был снят.

В 2002 году Дманьянович направил партию оружия, включая автоматы АК-47, гранатометы и противопехотные мины в Либерию, где шла гражданская война, — по поддельным документам, согласно которым получателем значилась Нигерия.

Назначение груза перехваченного в конце прошлой недели в Бангкоке самолета Ил-76 неизвестно, но, как говорит Хью Гриффитс, самолет, переходя от одного хозяина к другому, на каком-то этапе был продан грузинской авиакомпании Air West. Это показывает, насколько головоломными бывают схемы контрабандной торговли оружием. Но сколько бы ни менялись имена подставных владельцев, за кулисами процессом управляют все те же люди, говорит Гриффитс.

Эксперт сравнивает подобные самолеты со стаей перелетных птиц. Они меняют хозяев, поскольку предыдущие компании были или закрыты по соображениям безопасности, или выявлены ООН как участники незаконного оборота оружия. В данном случае, регистрацию Ил-76 изменили на грузинскую, чтобы избежать запрета на полеты грузовых самолетов, который действует в Евросоюзе в отношении самолетов из Казахстана, где лайнер был зарегистрирован ранее.

Рекомендуем:

  • Фотоистории