16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.59 / ₽ 8091
  • RTS1174.01
19 декабря 2018, 06:50 Общество

Кафкианство для российского бизнеса. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

До конца текущего года президент Владимир Путин встретится с представителями бизнеса. Такие встречи уже стали традиционными. О чем может пойти речь на сей раз?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Александр Щербак/ТАСС

Традиционный набор сетований бизнесменов на государство сводится к примерно одному и тому же списку вот уже который год. Но в последнее время на первое место в ходе самых разных опросов предпринимателей выходит усиление бюрократического давления со стороны государства. Бесчисленные регуляции и регуляторы, которые неустанно плодят все новые и новые формы отчетности, которые по своей изощренной бессмысленности напоминают систему, описанную еще Францем Кафкой. В этом во всем российский бизнес должен жить и работать. Даже налоги уже давно отошли на второй план — налоговая нагрузка у нас не выше, чем в развитых странах. Зато формы налоговой, как и всякой прочей отчетности, пухнут и усложняются буквально на глазах.

На первом месте по силе бюрократического и надзорного гнета, если верить опросам предпринимателей, такие сферы, как строительство, торговля, научно-производственная деятельность и отрасли IT-технологий: в них процент предпринимателей, посетовавших на трудность ведения бизнеса, превышает 90%.

Не далее как в октябре Владимир Путин уже поручил правительству издать документ, в котором будет зафиксирован исчерпывающий перечень отчетности для малых компаний. «Чтобы у чиновников не было возможности тихой сапой нагружать бизнес и вводить все новые формы отчетности», — сказал президент, выступая на форуме «Опоры России». Однако мне лично кажется, что правительственные чиновники все равно что-нибудь придумают и десять документов вместят в один.

Работа чиновников теперь ведь оценивается согласно модному термину KPI. И свой KPI они понимают так, что чем больше бумаг ты наплодишь и надзорных функций придумаешь, тем у тебя KPI круче, толще и длиннее. Именно поэтому добрая часть малого и среднего бизнеса у нас остается в тени и выходить оттуда в этот кошмар вовсе не жаждет.

За последнее десятилетие доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны не поднялась выше 20%, тогда как в Европе и Америке она составляет 60-75%. При этом у нас 95% малых и средних предприятий — это на самом деле микробизнес, работающий в основном в сфере торговли.

Периодически объявляемые властями разные каникулы от проверок, на самом деле, ничего не решают вообще. Эти каникулы — чистый фантом. К примеру, Минэкономразвития регулярно отчитывается о снижении числа плановых и внеплановых проверок, однако предприниматели не подтверждают, что нагрузка снижается. По данным министерства, в 2017 году проведено около 1,7 млн проверок, на 200 тысяч меньше, чем в 2016 году. А по данным уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова и опросам самих предпринимателей, число проверок доходит до 10 млн.

Все дело в том, что официальная статистика не учитывает дела об административных правонарушениях, которые возбуждаются без проверок, а также о всяких рейдах, контрольных закупках и так далее. Так, Роспотребнадзор возбуждает без проверки каждое четвертое дело об административных правонарушениях, Росприроднадзор, Ространснадзор, Россельхознадзор — до половины дел, а ФАС России и Росалкогольрегулирование — до 90%. Поэтому эти надзорные действия тоже надо считать проверками и вносить в Единый реестр проверок, где к тому же перечислены далеко не все органы, которые надзорные функции осуществляют.

Или, например, в ходе реформы по оптимизации административного контроля и во исполнение распоряжений президента ввели для бизнеса так называемые чек-листы, используемые при проверках. По идее, эти чек-листы представляют собой исчерпывающий список. Больше, чем в этом списке обозначено, проверять нельзя. Однако, например, в чек-листе Роспотребнадзора для проверки обычного ресторана — более 190 пунктов. Для сравнения: в США похожий документ содержит 78 пунктов, а в Казахстане — вообще 38. Но это еще ерунда по сравнению с тем, что содержится в чек-листах по промышленной безопасности. А там ни много ни мало 20 тысяч обязательных требований.

В принципе, можно дать пройтись по всему этому списку лично президенту Путину. Пусть вычеркнет лишнее. Потому что иначе — никак.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию