16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.82 / ₽ 8010
  • RTS1128.26
4 февраля 2019, 18:07 Общество

ГОСТ — не гарантия качества?

Лента новостей

Примерно треть продуктов в магазинах не соответствует ГОСТу, к такому выводу пришли в Роскачестве. Эксперты объясняют это экономической политикой: производителей вынуждают продавать продукцию по минимальным ценам

Фото: pixabay.com

Обман потребителей с ГОСТом продолжается. Сейчас около трети продуктов в российских магазинах не соответствует требованиям ГОСТа, хотя это не мешает производителям указывать соответствие ему на упаковке.

Об очередном разоблачении сообщает Роскачество по итогам проверки, проведенной в магазине. Особенно плохи дела с сыром «Российский»: все 30 проверенных образцов заявленным на упаковке ГОСТам не соответствуют. Роскачество считает, что справиться с проблемой помогут штрафы для производителей — 1% от годовой выручки.

Но в том, что потребители обмануты, виновны не только производители. Компании снижают качество товара вынужденно, считает председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков:

Михаил Аншаков председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» «У 30-40% продовольственных товаров указывают ГОСТы или технические регламенты, которые не соответствуют фактическому содержанию этой упаковки. Введение потребителей в заблуждение в России, к сожалению, носит массовый характер. По всем регионам с каждым годом все больше жалоб и больше нарушений. Чтобы товар соответствовал требованиям ГОСТа, производителю нужно вводить на своем предприятии жесткую систему контроля качества. Это делать, во-первых, дорого. Как правило, требования в ГОСТах удорожают товар. ГОСТ регламентирует использование качественных ингредиентов, четко прописаны требования к качеству и безопасности товара, что многие российские производители соблюдать не хотят. Это также и вина общей государственной экономической политики. Производителей заставляют продавать товары по минимальной цене. Правительство боится роста цен, это отражается на установках — где-то официальных, где-то неофициальных — не повышать цены на определенные группы товаров. А сдерживать и не повышать цены в наших условиях можно только за счет качества».

Другая сторона медали — ретейл. Торговым сетям интересно контролировать лишь безопасность продукта, за соответствие его качественным характеристикам ретейлеры не следят. Зато они диктуют производителям отпускные цены, которые едва ли позволят выпускать продукцию, соответствующую ГОСТу, говорит гендиректор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков:

Иван Федяков гендиректор информационно-аналитического агентства INFOLine «Ретейлеры склонны перекладывать ответственность за качество продукции на поставщиков. Крайне сложно потом даже в судебных разбирательствах доказать, что именно ретейлер был заинтересован или хотя бы был в курсе того, что продает продукцию, не соответствующую заявленным требованиям и уж тем более качеству. Хотя, безусловно, ретейлер также выступает в роли организации заинтересованной и контроль соответствующий ведет. Скажем так, это вопрос скорее безопасности продукции, чем качества. С другой стороны, в последние два года мы переживали период очень низкой инфляции на потребительском рынке, фактически ретейлеры очень жестко пресекали попытки поставщиков повысить цены на продукцию. Эти попытки были связаны с объективными причинами — с повышением цен на ГСМ, инфляцией, индексацией заработной платы. Себестоимость производства продукции по стране росла, а цена на конечную продукцию оставалась прежней. Попав в эти тиски, некоторые производители были вынуждены либо сворачивать производство и уходить, либо идти на нарушение технологии производства, на объединение ингредиентов».

Впрочем, штрафные санкции, по мнению экспертов, опрошенных Business FM, не помогут. Существующих законов и штрафов вполне достаточно, чтобы контролировать ситуацию с качеством продукции. Однако в большинстве случаев проверки проводятся для галочки, а на многие нарушения контрольные ведомства просто закрывают глаза — из-за той же политики сдерживания цен.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию