16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.03 / ₽ 7966
  • RTS1128.10
22 февраля 2019, 12:30 Компании

Зеркало экономики

Лента новостей

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Сегодня обсудим итоги первого месяца года. Итак, главная цифра: рост грузоперевозок по ж/д в январе превысил 1,5%. Если быть точнее — 1,6%. То есть позитивная динамика сохраняется, а перевозчик — РЖД — справляется с предъявленными грузами. В лидерах руда, лесные грузы. А среди аутсайдеров — зерно, что, впрочем, вполне объяснимо. В прошлом и позапрошлом году мы вывозили рекордный урожай, зерно было одним из лидеров по динамике. При наличии высокой базы падение неудивительно. Впрочем, вскоре ситуация должна выровняться. Подробнее рассказывает председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.

Павел Иванкин председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Лидерами остаются и черные металлы, которые в январе может быть и немного, но все-таки показали положительную динамику. Руда растет железная, марганцевая. Зерно пока показывает отрицательные результаты, хотя в 2018 году это был один из сильнейших драйверов. Сейчас оно пока идет с отрицательной динамикой, но я думаю, что в первом квартале оно вырастет и будет в положительной зоне.

А теперь к главной теме. Один из лидеров по итогам грузоперевозок в январе — это каменный уголь. Он прибавил больше 5%. А если взять кокс, то там рост превысил 9%. Почему это важно? Уголь лидирует не только по динамике. Это самый массовый груз железных дорог. Для примера: в прошлом году погружено почти 375 млн тонн. И это 85% от всего добытого в стране угля. Стоит отметить, что значительная часть твердого топлива идет на экспорт. Более того, по динамике экспортные перевозки опережают общий рост погрузки, говорит наш эксперт.

Основным драйвером для угля последние несколько лет остается экспорт. Несмотря на все события, он растет от года к году. Даже если мы сейчас посмотрим по итогам января, у нас общий объем угля вырос примерно на 5,2% к январю 2018 года, при этом объем перевозки экспортного угля увеличился на 6,2%, то есть на один процентный пункт опережает общую динамику по углю.

Каждый день в России грузится более миллиона тонн каменного угля, это треть от общей погрузки. Несложная арифметика позволяет сделать вывод, что за месяц этот показатель превышает 30 млн тонн. Что же касается экспорта, то рост отмечен по всем направлениям: в порты Северо-Запада, Юга и Дальнего Востока. Главные покупатели российского топлива — это Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В перспективе возможно расширение рынка сбыта, хотя основные импортеры угля не изменятся, прогнозирует председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.

В целом резервы изменения географии по рынкам имеются, но они ограничены, поскольку и еврозона принимает в некоторых странах законодательства, которые ограничивают использование угля, в других странах есть такое ограничение. Думаю, что в принципе сильной диверсификации рынка в ближайшее время ожидать не стоит. Возможны новые рынки, но то, что они могут заменить Китай и АТР, — конечно, нет.

Особо отметим тезис про то, что некоторые страны вводят ограничение на использование угля. Это, действительно, так и связано с экологией. И, казалось бы, такая тенденция может негативно повлиять на наш экспорт твердого топлива. Но на деле этого не происходит. Ситуация складывается следующая: страны вводят ограничения, но параллельно снижают собственную добычу угля. И чтобы сохранить баланс, увеличивают импорт, рассказывает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Игорь Юшков ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности В Китае, с одной стороны пытаются сократить долю угольной отрасли в своем энергобалансе, но с другой стороны, впереди идет и сокращение добычи собственной. То есть они комплексно закрывают угольную отрасль, и импорт угля у них сохраняется довольно большой. Думаю, что во многих странах именно такая тенденция. Это позволяет увеличить экспорт российским компаниям, они поставляют на азиатские рынки, на европейские рынки уголь. И плюс, большой фактор — это Индия, которая вопреки ожиданиям не пошла по пути скачка в энергетике. То есть они не перешли, грубо говоря, от дров к газу. Они пошли по тому же самому пути, как и все остальные страны: они начали развивать угольную промышленность.

Такая тенденция говорит в пользу того, что экспорт российского угля в течение года может вырасти. А значит, будет рост и грузоперевозок. Впрочем, более полная картина сложится позже, будем следить. А сейчас отметим другую тенденцию: продолжается динамичный рост перевозок грузов в контейнерах. Только в январе они прибавили 18%, а транзитные контейнерные перевозки выросли на треть. Пока это не слишком сильно отражается на общих показателях, доля контейнеров не так велика. Но эта важная тенденция, которую обсудим в одной из следующих программ. Ну, а ближайшая тема, конечно, итоги грузоперевозок февраля. Заглянем в «Зеркало экономики» через месяц.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию