16+
Вторник, 26 марта 2019
  • BRENT $ 67.75 / ₽ 4363
  • RTS1229.96
5 марта 2019, 06:08 Финансы
Актуальная тема: Регуляторная гильотина

Как налоговые органы взаимодействуют с бизнесом в Германии и России: найдите отличия

Лента новостей

В специальном проекте Business FM «Регуляторная гильотина» предприниматели рассказывают о том, как непредсказуемые проверки останавливают производство

Фото: pixabay.com

Радиостанция Business FM уже рассказывала о компании «НПО «Промет» со слов ее гендиректора Евгения Петрова. Довольно крупное предприятие, работает с начала 1990-х, 2,5 тысячи сотрудников. Занимается металлообработкой, производит, например, офисную и медицинскую мебель, сейфы и так далее.

Топ-менеджер рассказывал, как его регулярно вызывают к себе проверяющие и, например, требуют дать информацию о каком-либо из контрагентов, который государству показался подозрительным. Соображение, что руководитель компании, у которой несколько тысяч партнеров, не может знать каждую мелочь, не действует. Кстати, у НПО несколько заводов, в том числе и в Европе. И вот как налоговики поступают в Германии: там проверяющие, в отличие от наших, не считают бизнес заранее виноватым, говорит Евгений Петров:

Евгений Петров генеральный директор НПО «Промет» «Мы считаем, что здесь вы поступаете неправильно: или неправильно ведете учет, или неправильно заплатили налоги. Тем не менее, прежде чем назначать санкции, начинать проверки, налоговые органы начинают с налогоплательщиками взаимодействовать. И уж, конечно, не подозревают, что налогоплательщики делают все эти нарушения целенаправленно, то есть умышленно занимаются налоговыми преступлениями».

Радиостанция общалась с топ-менеджером достаточно долго и узнала много интересного о российской регуляторной политике, которой так не хватает гильотины. Обидно, говорит Петров, что контролеры, даже не успев вникнуть, считают, что ты априори что-то украл у государства. Или взять экологические требования. Ведь никто не спорит, что бизнес должен заботиться о природе. Но почему сточная вода должна быть чище той, которую завод берет на входе, еще не успев ею воспользоваться?

Евгений Петров генеральный директор НПО «Промет» «У нас сейчас такие жесткие нормы на сброс воды, что по этим нормам получается так: мы, например, получаем воду из артезианской скважины. Она грязнее той воды, которую мы имеем право сбросить в пруд, находящийся на территории нашего предприятия. Получается, что, выкачав даже артезианскую воду, мы ее тут же не можем сбросить, это незаконно, мы должны ее предварительно очистить. По моим оценкам, 90% прячут водостоки, не показывают. Мы, в свое время показав, теперь должны проводить очистку. Просто какое-то безумие».

Однозначных выводов, конечно, тоже делать нельзя. В той же Европе подчас заботятся об экологии с таким фанатизмом, что это выходит за грани разумного, да и регуляторы далеко не везде бывают лояльными. Евгений Петров привел в пример Болгарию, где общение с налоговиками принесло скорее негативный опыт. Кстати, ничего удивительного — близкая к России по нескольким признакам страна, в том числе и по уровню коррупции.

Но есть же другая практика, когда проверяющие не надменно вызывают к себе бизнесмена, а приходят сами, да и не к нему, а к главному бухгалтеру. Потому что цели разные: проверять ради проверки или стараться сделать так, чтобы и государство получило все, что нужно, и бизнес ничего не нарушил и, главное, не остановился.

В январе 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев указал на проблему избыточной нагрузки со стороны контрольно-надзорных органов на российский бизнес. По его словам, задачу можно решить с помощью механизма «регуляторной гильотины». «В чем она заключается? Все ранее действующие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу. Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований. В соответствии с таким механизмом к 1 февраля 2020 года можно было бы пересмотреть все эти требования с точки зрения современных реалий», — заявил глава правительства.

Если вы занимаетесь бизнесом и хотите поделиться своей историей, напишите Business FM в любой из соцсетей: Facebook, «ВКонтакте», Twitter, Telegram или на специальный адрес heroes@businessfm.ru. Пожалуйста, оставляйте свои номера телефонов для оперативной связи!

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию