16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 87.54 / ₽ 8163
  • RTS1174.66
11 марта 2019, 11:20 Компании

Авиакомпании разных стран мира отказываются от Boeing 737 MAX после крушения в Эфиопии

Лента новостей

S7 пока не планирует приостанавливать полеты двух своих Boeing 737 MAX 8, сообщили Business FM в авиакомпании. Ранее стало известно, что Китай приостановил все полеты этого лайнера на внутренних рейсах. Так же поступили «Эфиопские авиалинии» и британская Cayman Airways

 Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Air China в аэропорту в Пекине.
Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Air China в аэропорту в Пекине. Фото: Reuters

Обновлено в 16:59

S7 пока не планирует приостанавливать полеты на Boeing 737 MAX после катастрофы в Эфиопии. Как заявили Business FM в авиакомпании, специалисты S7 внимательно следят за расследованием и находятся в постоянном диалоге с производителем. Пока никаких рекомендаций от Boeing о необходимости приостановки полетов на 737 MAX не поступало.

S7, судя по открытым источникам, эксплуатирует два таких борта, еще девять заказано. Уже в этом году Boeing 737 MAX должны появиться у Utair и «Уральских авиалиний». Дополнить свой авиапарк аналогичными самолетами планировал лоукостер «Победа». Компания сообщила «Интерфаксу», что внимательно следит за расследованием.

10 марта в Африке разбился Boeing 737 MAX 8 эфиопской авиакомпании. На борту было 157 человек, в том числе трое российских туристов и 19 сотрудников ООН. Пилот запросил посадку сразу после взлета, через шесть минут с лайнером пропала связь. Это вторая катастрофа Boeing 737 MAX 8 меньше чем за год с момента начала коммерческой эксплуатации.

По идее, приостановить полеты таких лайнеров на время расследования нужно, но вряд ли до этого дойдет, считает член комиссии при президенте России по вопросам развития авиации общего назначения, заслуженный пилот России Юрий Сытник:

— Нужно иметь мощность, силу, свое собственное мнение, чтобы отказаться. Кто из чиновников может отказаться? Boeing же не признал ту катастрофу идентичной. Он сказал: пока мы разбираемся, и пока это не связано друг с другом. И никак они их вместе не соединяют. Хотя всем специалистам понятно, что это одно и то же. А чтобы в России принять такое решение, это должен быть настоящий министр, настоящий чиновник, который скажет: я запрещаю — и все. А там суды начнутся. А просто руководитель компании, если он посмотрит, что у него хватает резервов закрыть другими типами самолетов направления, на которых стоят 737 MAX 8 и MAX 9, тогда он сам может принять решение до разбора. Boeing — это мощная компания, и у нее достаточно инженеров, которые должны разобраться в причине. Сейчас выдадут рекомендации, может, изменят угол набора, может, изменят скорость.

— Можно исправить ситуацию, не дорабатывая самолет?

— Если даже будут внесены изменения в управление самолетом, это же доработка. Если найдут, что это происходит только при каких-то углах, при каких-то скоростях, при каких-то режимах, избежать этих скоростей и режимов — тогда без доработки. Не каждый сейчас командир без опаски сядет в кабину. Две одинаковых катастрофы. Если они не переделают управление самолетом, катастрофы еще будут.

Сразу после катастрофы власти Китая предписали внутренним авиаперевозчикам приостановить полеты Boeing 737 MAX 8. У нескольких китайских компаний в эксплуатации было более 90 таких лайнеров.

Примеру китайцев последовали эфиопские власти, также решив временно приостановить полеты. У авиакомпании Ethiopian Airlines четыре таких самолета.

Авиакомпания Cayman Airways на Каймановых островах решила приостановить полеты двух своих Boeing 737 MAX 8, а ряд североамериканских авиакомпаний предупредили, что пристально следят за расследованием.

Авиакомпаниям Казахстана после этой катастрофы рекомендовано провести тренинги и дополнить программу подготовки экипажа. А власти Малайзии потребовали пересмотреть договор на покупку партии Boeing 737 MAX 8.

Приостанавливать полеты этих лайнеров пока не имеет смысла, надо дождаться результатов расследования, полагает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак:

— Межгосударственный авиационный комитет приостанавливал эксплуатацию 737 пару лет назад. Бывает. Авиационные власти анализируют информацию, которая у них есть, и принимают решение.

— Если вдруг Ространснадзор либо сама компания примет такое решение, насколько это может быть затратно с точки зрения экономики для авиакомпании?

— Ничего хорошего в этом нет, но и ничего катастрофического тоже нет. Отправят самолеты на техническое обслуживание какие-нибудь формы делать или еще что-нибудь.

— То есть, допустим, S7 обладает ресурсами, чтобы заменить борта на время?

— Да, у них один или два самолета.

— Кроме S7 больше никто?

— Пока нет. Если я правильно понимаю, есть контракт для группы «Аэрофлот» через ростеховскую лизинговую компанию. По-моему, они для «Победы» хотели такие самолеты закупить. И вроде они законтрактованы.

— Типовые контракты подразумевают некие отсрочки на период разбирательств?

— Традиционно нет.

— По большому счету, для репутации компании собственное решение приостановить на время расследования полеты этих самолетов было бы правильным?

— Если у разработчика есть подозрение, что это может быть связано с конструктивными дефектами, тогда, конечно же, да. Если же нет, то, конечно же, нет. Слушайте, по всему миру летают сотни таких самолетов.

Когда в октябре 2018 года в Индонезии произошла катастрофа с аналогичным лайнером, The Wall Street Journal писала, что концерн Boeing изначально скрыл информацию о возможных рисках, связанных с появлением в управлении самолетами MAX 8 и MAX 9 функции, которая может приводить к внезапному уходу в пике.

Источники в Федеральном управлении гражданской авиации США тогда сообщили, что при нештатной ситуации система может опустить нос лайнера больше положенного, из-за чего появляется вероятность срыва в пике.

Исправить ситуацию не получится даже при ручном управлении, говорит командир Airbus A320 «Аэрофлота», бывший пилот Boeing Андрей Литвинов:

Андрей Литвинов командир Airbus A320 «Аэрофлота», бывший пилот Boeing «Эту систему у нас называют «защитой от дурака». Если происходит сильное задирание носа, на фюзеляже есть флюгер, сигнализирующий о срыве потока. Тогда автоматика срабатывает и переводит нос на пикирование для того, чтобы самолет не упал. Все это происходит при включенном автопилоте. Можно выключить автопилот и пилотировать в ручном режиме, поэтому автоматика есть не только на Boeing 737 MAX, но и на почти всех Boeing. Что они наворотили в новом самолете, почему он клюет носом и почему так себя ведет, не думаю, что эту автоматику нельзя отключить. Это просто бред. Любую автоматику можно отключить и пилотировать в ручном режиме».

Может быть, после двух похожих катастроф для S7 было бы логично пока приостановить полеты MAX 8, чтобы и не пугать будущих пассажиров, и не ссориться с компанией Boeing? Мнение исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева:

— Учитывая, что сейчас невысокий сезон, спрос на перевозки не очень большой, авиакомпания может без значительного ущерба для коммерческой деятельности, для финансовых результатов приостановить эксплуатацию этого самолета до поступления каких бы то ни было разъяснений от производителя и авиационных властей.

— Сегодня S7 нам именно так и сказала: рекомендации от Boeing о необходимости приостановки в авиакомпанию не поступало. С другой стороны, вчера, когда мы смотрели покупку билетов и подробности по каждому билету, самолеты этого класса были, а сегодня уже по тем же самым системам бронирования, когда мы пытаемся эти самолеты найти, мы их уже просто не видим. Могло быть такое, что именно компания просто тихонечко заменила, не афишируя сам процесс, чтобы не ссориться с Boeing?

— Я не могу этого исключать. Могу сказать лишь одно: я смотрел по данным Flightradar, один из двух самолетов полчаса назад находился в полете, второй, судя по всему, был на земле, но опять же до 11 марта он выполнял полеты. Сказать, будут ли в ближайшее время новые вылеты, я не могу. Хочу сказать, что Flightradar в данном случае может выступать вполне корректным источником информации.

Как пишет американское издание The Daily Beast со ссылкой на компанию Boeing, пилоты рухнувшего в Африке лайнера скорее всего столкнулись с так называемой проблемой беглого стабилизатора. К такой ситуации летчиков готовят во время обучения, но в экстренный момент они могли не успеть среагировать и не сбросили вручную горизонтальный стабилизатор.

После катастрофы в Эфиопии компания отложила презентацию новейшего лайнера Boeing 777X, запланированную на 13 марта.

Boeing 737 MAX — это четвертое поколение самолетов Boeing 737. Эксплуатация серии началась менее двух лет назад. Пока это самый продаваемый самолет в истории Boeing, число заказов перевалило за 5 тысяч. Бронируют лайнеры перевозчики из Китая, Эфиопии, Катара, Дубая. Активно летают они в Европе и Азии.

У MAX 8, кстати, должен скоро появиться российский аналог — пассажирский самолет «Иркут МС-21». Правда, сроки его серийного производства уже несколько раз сдвигались — последний раз на конец 2020 года.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию