16+
Понедельник, 11 декабря 2017
  • BRENT $ 63.10 / ₽ 3731
  • RTS1119.54
26 декабря 2009, 11:41

Арт-неделя предрождественских полтергейстов

Лента новостей

Год заканчивается триумфом современного искусства. Куда ни глянь, всюду работы актуальных художников — и отечественных, и мировых звезд. Перед Новым годом и Рождеством они показали нам оживающие предметы и разноцветные человеческие черепа

Дэмиен Херст Из серии «Мертвые», двухцветная фольга, печать на бумаге, 2009
Дэмиен Херст Из серии «Мертвые», двухцветная фольга, печать на бумаге, 2009

Год заканчивается триумфом современного искусства. Куда ни глянь, всюду работы актуальных художников — и отечественных, и мировых звезд. Перед Новым годом и Рождеством нас потянуло к фантастической атрибутике: таинственно оживающим предметам, сказочной мифологии и разноцветным человеческим черепам.

«Пугающаяся коллекция» Владислава Ефимова

Шум, стук, странные всхлипывания, крики и песни — вся эта какофония слышна еще до входа в выставочный зал Stella Art Foundation в Скарятинском переулке, где сейчас открыта выставка Владислава Ефимова «Пугающаяся коллекция». Подходим ближе к горизонтальным боксам, разделенным на секции. В каждой секции — артефакт. При прикосновении к стеклу бокса предметы резко отскакивают назад и либо дико кричат, либо нежно поют. Есть бокс с дергающимися повседневно-бытовыми предметами; бокс со старыми («художественными») вещицами; бокс объектов, поющих «ангельские песни». Эдакий кунсткамерный способ показа. Просто какой-то полтергейст, господа (кстати, в переводе с немецкого poltern — «шуметь», «стучать» и Geist — «дух»). И может этот «шумящий дух» проявлять себя и акустически, и кинематически (это как раз когда предметы самопроизвольно перемещаются).

У Ефимова многие работы — движущиеся. Наверняка, это оттого, что он получил техническое образование. Окончил МАМИ — Московский автомеханический институт. В последнее время Ефимов стал очень популярен. Провел несколько успешных выставок. Одна из них нам, помнится, особенно нравилась; немудрено — ведь проект назывался «Для радио». На металлических ногах стояли старые радиоприемники, крутились и пели песни в унисон. В результате Владислав стал лауреатом главной Государственной премии в области искусства «Инновация-2009» (ее вручает Государственный центр современного искусства — ГЦСИ).

Нынешняя выставка в Stella Art Foundation — неслучайна. Как говорит президент фонда Стелла Кесаева: «Наш фонд имеет долгую историю сотрудничества с ГЦСИ, ведь мы несколько лет присуждаем в рамках «Инновации» свой собственный приз. Владислава Ефимова, который в прошлом году получил наивысшую государственную награду в области современного искусства, я рада приветствовать в нашем фонде. Надеюсь, что проект «Пугающая коллекция» заинтересует как профессионалов, так и самую широкую публику».

Фляга, старенькая игрушечная машинка, веер, коробка из-под конфет, плюшевый пингвин, дед-мороз из папье-маше, Ленин из бисера, лапоть и туесок, фонарик и фотоаппарат «Смена». Все вещи, по словам автора, домашние. Это даже не коллекция. Просто он с ними живет. А теперь вот заставил «интерактивничать», реагировать на близкое присутствие зрителя.

Сам художник утверждает, что ему было интересно воспроизвести такую «систему, в которой отсутствует четкое разделение на мир человеческий, мир вещей, и мир идей». И при этом ссылается на ее источник — теорию великого русского физиолога Бехтерева, согласно которой «разнообразные действия человека могут быть сопоставлены с сокращениями псевдоподий таких простейших животных, как, например, амёба. И то, что мы понимаем под высшими рефлексами, в конце концов, представляет собой производное «сократительности» живого вещества в ответ на раздражение».

Хёрст для бедных

В одной из самых пафосных московских галерей — «Триумф» — до 15 января открыта выставка последних работ Дэмиена Хёрста. Это серия «Мертвые» (The Dead) — 30 изображений человеческого черепа, выполненных в технике двухцветной фольги и отпечатанных на бумаге в разных цветовых решениях, — всё больше золотистые да серебристые. Есть и избито-трендовые — лилово-фиолетовые.

Впервые серия была представлена публике в 2009 году в Лондоне. Производится она компанией, которую создал Хёрст, под непосредственным наблюдением Хёрста, да ещё и носит собственноручные подписи Хёрста под каждым листом. Заявленный тираж каждого листа — 15. Любопытно, что сигнатуры (то есть дроби, проставленные внизу каждого листа и обозначающие, какой именно это лист из тиража) на всех московских работах одинаковы: 15/15. Это значит, что в московской коллекции — только последние работы в серии. Хотя ... достойное внимание предположение: художник на всех листах ставил сигнатуру «пятнадцатый лист из тиража в пятнадцать». Чтобы у покупателя было ощущение, что он покупает последний лист серии. Других уже не будет. А что, очень похоже на отличный маркетинговый ход.

Самый знаменитый «череп» Хёрста — а это был инкрустированный 8601 бриллиантами платиновый череп под названием «Ради любви к Богу» (For the Love of God) — был продан в 2007 году за 50 миллионов фунтов (тогда — около 100 миллионов долларов). Приобрел «Бриллиантовый череп» консорциум, в который входили сам Хёрст, его менеджер, глава галереи «White Cube», а также известный украинский меценат Виктор Пинчук.

Между прочим, именно галерея «Триумф» первой показала Хёрста московской публике. Выставка «Новая религия» (New Relegion), посвященная реинтерпретации христианских символов; состоялась в 2006 году. Впоследствии, кстати, говорили, что экспозиция была целиком куплена российским коллекционером. Который предпочёл остаться анонимным.

А вот в октябре 2007 года в Москве выставку современного искусства из собрания своей галереи провел самый влиятельный в мире галерист Ларри Гагосян. (Кстати, Гагосян выступал посредником при первой шокирующей продаже в 2004 году произведения Хёрста — «Акула в формальдегиде» или «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» — за 12 миллионов долларов «королю хедж-фондов» Стивену Коэну). И точно известно, что именно с этой выставки Михаил Фридман купил картину Дэмиена Хёрста «Происхождение Мидаса». Заметив, что искусством он особенно не увлекается, но чтобы украсить свой дом, сделал ряд приобретений, например, «купил вот этих «бабочек» Хёрста». Стоимость картины Фридман два года назад так и не назвал.

На вернисаже в «Триумфе» как минимум на трех работах были вывешены ярлычки с пометкой «Куплено». Говорят, продали еще больше. Кстати, стоимость каждого «черепа» из фольги составляет 10 тысяч евро. Согласитесь, за такую цену вполне можно повесить дома работу одного из самых дорогих ныне живущих художников в мире. Можно сказать, что в «Триумфе» предлагают «Хёрста для трудных времён», «антикризисного Хёрста», или еще проще: «Хёрста для бедных».

Рекомендуем:

  • Фотоистории