16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.32 / ₽ 8229
  • RTS1178.69
28 марта 2019, 20:57 Право

Могут ли в деле Абызова появиться новые фигуранты?

Лента новостей

Почему госпредприятие, которое следствие называет потерпевшей стороной, допустило проведение сделки, из-за которой акционеры сибирской энергокомпании потеряли 4 млрд рублей? И куда смотрел Минфин?

Михаил Абызов.
Михаил Абызов. Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»

Следственный комитет по-прежнему скуп на детали. Схему сделки, за которую теперь судят Михаила Абызова и его компаньонов тезисно изложил Forbes. Как выяснилось, ФГУП «Алмазювелирэкспорт» не покупал у структур Абызова четыре энергокомпании.

В конце 90-х «Алмазювелирэкспорт» купил небольшой пакет — чуть больше 0,05% в самой «Новосибирскэнерго», которая принадлежала экс-министру. По сути ФГУП оказался обманутым миноритарием.

Дело в том, что в начале нулевых «Новосибирскэнерго» сначала избавилась от непрофильных активов, выведя их в статус дочерних, но самостоятельных компаний, потом их купили структуры Абызова, а затем продали их СИБЭКО. То есть фактически вернули материнской компании, которая просто пережила несколько реорганизаций и смен названий.

Тем не менее это не снимает первоначального вопроса — зачем государственный торговец алмазами покупал акции энергокомпании. Вот что говорит председатель московской коллегии адвокатов «Фокин и партнеры» Владимир Фокин:

— Любая деятельность любого ФГУПа регулируется уставом. Смотрим устав, если позволено там совершать коммерческие сделки, не связанные с прямой указанной какой-то специализацией, тогда он может это делать. Но на практике это встречается крайне редко, потому что ФГУП — это специализированные организации.

— Если все-таки это выглядит более или менее странно, тогда теоретически могут дальше возникнуть вопросы и к руководству этого ФГУПа? А дальше и к Минфину, которому подведомствен этот ФГУП?

— Это не теоретически, это в рамках этого уголовного дела следователи, скорее всего и обязаны будут задавать эти вопросы. Другое дело, насколько им это интересно.

Этот вопрос, возможно, ключевой в деле Абызова. Но даже если интерес у правоохранительных органов появится, остается вариант, что руководство ФГУПа или чиновников рангом выше, принимавших это решение, могли ввести в заблуждение.

Что касается Михаила Абызова, то с проведением сложных сделок он хорошо справлялся еще в 90-х. Председатель совета директоров инвестиционной группы «Русские Фонды» Сергей Васильев напоминает: «Увидев, как Абызов справился с проблемой неплатежей в энергетике в Новосибирской области, Чубайс позвал молодого специалиста в Москву решать этот же вопрос в масштабах страны». Ситуация была такой: все должны были друг другу астрономические суммы, но денег не было. Энергетики не платили газовикам, те не платили энергетикам и так далее.

Компании от мелких до самых крупных пытались рассчитываться по бартеру. Абызов первым стал требовать деньги. Нет денег — реструктурировал, судился, банкротил. Управленческому таланту помогла внешняя конъюнктура, но все же… Продолжает Сергей Васильев:

Сергей Васильев председатель совета директоров инвестиционной группы «Русские Фонды» «С дефолтом в 1998 году, когда обрушился рубль и начала приходить уже валютная выручка, в принципе, деньги стали на рынке появляться, и это был первый признак того, что, на самом деле, проблема разрешится сама собой, но нужно уже применять обычные экономические методы. Эту же работу молодой Михаил Абызов провел у себя, где он был акционером в «Новосибирскэнерго». А примерно в это же время, Чубайс был назначен РАО ЕЭС. И он пригласил вот Абызова в команду. И кроме желания, нужно было очень энергично, эффективно, жестко работать. Их еще тогда называли — «молодые волки Чубайса».

Молодой волк Абызов, отрабатывая эффективные приемы управления в Новосибирске, не позабыл и о собственной добыче. В 1997 году компания 25-летнего бизнесмена получила 19% «Новосибирскэнерго» в оплату поставок топлива и сельхозтехники для Новосибирской области. Генпрокуратура напряглась, но дело против новосибирского губернатора Виталия Мухи, при котором все это случилось, в итоге закрыли. Оно попало под амнистию. Вспоминает политический обозреватель сайта taiga.info Алексей Мазур:

Алексей Мазур политический обозреватель сайта taiga.info «Эта история была примерно такая: тогда был кризис неплатежей, в бюджетах не было денег, и вот, якобы, компания Абызова, то ли дала денег в долг областному бюджету, то ли поставила что-то, а в залог, в обеспечение этого долга были заложены активы как раз «Новосибирскэнерго». Будущего «Сибирьэнерго», а потом СИБЭКа. Естественно, бюджет не расплатился, и на этом основании эти активы ушли к структурам Абызова. Тогда ходили слухи, что размер долга был равен стоимости одной электрички. Это, конечно, странный способ измерения денег, но надо понимать, что в 90-е годы очень быстро менялись цены и суммы, и проценты по ним. Поэтому разумнее указывать в каких-то величинах материальных, чем в рублях, которые за год могли измениться несколько раз».

Стоит ли говорить, что подобными схемами в те времена пользовались если не все, то, как минимум, все, кто с 90-х сохранил статус уважаемых и обеспеченных — вопрос риторический. А вот вопрос о том, является ли возбужденное дело против Абызова бизнес-конфликтом или результатом махинаций, осуществленных организованным преступным сообществом, — вполне себе дискуссионный, и основная дискуссия будет вестись между следственными органами и теперь уже закрытым экс-министром Открытого правительства.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию