16+
Среда, 24 апреля 2019
  • BRENT $ 74.42 / ₽ 4764
  • RTS1270.44
29 марта 2019, 18:41 ФинансыЦБ

«Людям крайне сложно возвращать кредиты». Долговая нагрузка россиян приблизилась к пику

Лента новостей

Банк России связал рост нагрузки до 9,9% с необеспеченным потребительским кредитованием на фоне падения доходов населения

Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Долговая нагрузка россиян приблизилась к историческому пику: сейчас она составляет 9,9%. По словам главы департамента финансовой стабильности ЦБ Елизаветы Даниловой, показатель близок к 2014 году (10,4%).

В Банке России связали рост долговой нагрузки с ростом необеспеченного потребительского кредитования на фоне падения доходов населения. Рост нагрузки в этой части наблюдался в течение 2018 года.

Георгий ОстапковичГеоргий Остапкович директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ «Рост долговой нагрузки населения абсолютно предсказуем. На фоне снижения реальных располагаемых доходов увеличилось потребительское кредитование. Людям крайне сложно возвращать кредиты, они входят в зацикливающуюся фазу рефинансирования. Они начинают брать следующий кредит с единственной целью погасить предыдущий. Пока уровень кредитов по отношению к ВВП не достигает критического уровня и соответствует позициям европейских стран, даже ниже, но структура кредитов совершенно разная. Если у нас кредиты зачастую берут для жизни, то на Западе для крупных покупок, яхт каких-то».

Вместе с тем, по данным Банка России, долговая нагрузка населения по ипотеке «находится на низком уровне и растет достаточно медленно». «Это связано с тем, что ипотека — это долгосрочные кредиты, для которых характерны более низкие процентные ставки», — заявила Данилова.

На фоне растущей долговой нагрузки россияне стали больше экономить на повседневных тратах. Режим экономии выразился в снижении расходов на развлечения, походы в рестораны, парфюмерию и даже кондитерские изделия.

Михаил Васильев руководитель проекта Shopping Index «Если рассматривать ситуацию на примере московского рынка торговых центров как наиболее развитого с точки зрения форматов продаж, в 2018 году плотность потока посетителей снизилась на 5%. По группе фэшн-ретейл или одежда/обувь снижение составило до 8%. Это говорит о том, что люди экономят и посещают в основном продуктовые объекты. При этом также необходимо отметить, что бытовая техника и электроника показала рост на 2,1. Существенное влияние на это оказала маркетинговая активность игроков рынка: различные акции, сниженные ценовые предложения. «Черная пятница» в прошлом году длилась не меньше месяца. Это стимулировало людей в условиях сниженного уровня доходов посещать магазины».

Потребители чаще ориентируются на акции и выбирают бюджетные альтернативы, говорит ресторатор, владелец компании The Food Hub Group Альберт Даниэлян:

Альберт Даниэлян владелец компании The Food Hub Group «Сегодня востребованы фуд-маркеты, бургерные, стрит-фуд форматы. Это недорого, вкусно и быстро. Мы прекрасно понимаем, что люди, которые всегда ходили в дорогие рестораны и предпочитали премиум-класс, туда и ходят. В целом, тенденция премиальных ресторанов сменилась неким форматом casual. Понятно, что люди стали меньше тратить деньги, это тенденция сегодняшнего дня».

По данным Росстата, за прошлый год показатель реальных доходов россиян снизился на 0,2%, средний доход в номинальном выражении вырос почти на 4%, до 32,5 тысячи рублей в месяц.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию