16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
11 апреля 2019, 07:03 Право

Дело Майкла Калви: торг здесь уместен. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Главный вопрос в том, какую сумму обвиняемым придется заплатить инициаторам дела и тем, кто за ними стоит

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Следствие попросило Басманный суд Москвы перевести из СИЗО под домашний арест основателя инвестиционного фонда Baring Vostok американца Майкла Калви. Ходатайство суд должен рассмотреть 11 апреля. Калви находится в СИЗО «Матросская Тишина» после ареста в середине февраля сроком до 13 апреля. По тому же делу арестованы еще пять человек — директор по инвестициям Baring Vostok Иван Зюзин, партнер инвестфонда по финансовому сектору француз Филипп Дельпаль, еще один партнер инвестфонда Ваган Абгарян, бывший предправления банка «Восточный» Алексей Кордичев и гендиректор Первого коллекторского бюро Максим Владимиров.

Всех шестерых фигурантов дела обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, они похитили 2,5 млрд рублей у банка «Восточный». Срок ареста Дельпаля, Зюзина, Абгаряна и Владимирова продлен еще на три месяца, до 14 июля, а вот Кордичева следствие вместе с Калви предлагает перевести под домашний арест. Чем можно объяснить такую избирательность?

Недавно американские компании пригрозили, что будут бойкотировать Петербургский международный экономический форум, если основатель Baring Vostok Майкл Калви не будет выпущен из СИЗО. За него также поручились ряд влиятельных людей. Обычно наши власти не любят действовать под давлением, так что некое подобие ультиматума со стороны зарубежных предпринимателей как раз создавало для Калви дополнительную угрозу. Президент Американской торговой палаты Алексей Родзянко сказал, что входящие в нее компании смогут принять решение о поездке на форум именно после 13 апреля.

Однако следствие все же попросило послаблений для двух фигурантов дела. Которое, с одной стороны, вообще выглядит как сугубо арбитражный спор с акционерами банка «Восточный». Который, кстати, параллельно идет в Лондоне, и там у противников Калви все складывается пока совсем не в их пользу. С другой стороны, по отношению к Калви и другим обвиняемым по этому делу, связанным с предпринимательством, вообще не должны были применять меру пресечения, связанную с лишением свободы. Так предусмотрено принятыми в свое время поправками в Уголовно-процессуальный кодекс.

Другой вопрос, что до недавнего времени следствие настаивало, что преступление это не вполне предпринимательское. Обычно в таких случаях еще и «шьют» организацию преступного сообщества, чтобы уже точно упечь в СИЗО.

Однако, несмотря на послабления со стороны следствия, если с этими предложениями еще и согласится суд, за Майкла Калви рано радоваться. Похоже, что речь идет в данном случае о формировании неких новых переговорных позиций между Калви и его партнерами-подельниками, с одной стороны, и акционерами банка «Восточный» в лице Шерзода Юсупова и Артема Аветисяна, которые привлекли к этому спору силовиков, — с другой. Переговорные позиции эти вовсе не такие, как в Лондонском арбитраже. У нас тут свои понятия. И даже если для Калви все кончится в результате благополучно в части уголовного дела, то расплатиться ему все равно, скорее всего, придется.

Собственно, примерно так обстоит дело с теми примерно двумя третями уголовных дел по экономическим преступлениям, которые так и не доходят до суда, а их «разруливают» тем или иным образом в досудебном порядке. Иногда с отъемом бизнеса, иногда иными способами.

Известны и резонансные дела подобного рода. Например, глава АФК «Система» Владимир Евтушенков отправился под домашний арест после обвинения в отмывании денег в связи с приватизацией «Башнефти». После того как «Башнефть» перешла в руки государства и вмешательства президента уголовное дело против олигарха было прекращено. Правда, спустя несколько лет ему пришлось заплатить уже компании «Роснефть», которая приобрела «Башнефть» и обнаружила огромные нанесенные ею «Системой» убытки, 100 млрд рублей в рамках арбитражного спора. «Роснефть» требовала, правда, 170 млрд, но сумму скостили в рамках мирового соглашения, заключенного тоже не без участия президента.

Еще раньше было дело против владельца аэропорта «Домодедово» Дмитрия Каменщика, против которого было в 2015 году заведено уголовное дело за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности в связи с терактом 2011 года. Однако после того как Каменщик согласился выплатить многомиллионные компенсации пострадавшим от теракта, дело было прекращено, да и сам аэропорт у него не отобрали.

Так что в связи с делом Baring Vostok создается впечатление, что главный вопрос там не о том, на какой срок будут осуждены обвиняемые, если они вообще будут осуждены к лишению свободы. Главное — какую сумму обвиняемым придется заплатить инициаторам дела и тем, кто за ними стоит. Как говорится, ничего личного. Просто бизнес и специфика инвестиционного климата.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию