16+
Пятница, 24 мая 2019
  • BRENT $ 68.27 / ₽ 4428
  • RTS1275.42
13 мая 2019, 01:17 Компании

Одно из самых ожидаемых размещений этого года — IPO Uber — не удалось

Лента новостей

Акции компании завершили первый день торгов ниже цены размещения в 45 долларов. Говорит ли это о потенциальном недоверии инвесторов к подобному бизнесу?

Фото: depositphotos.com

Коэффициент цена/прибыль Uber при текущей цене акций в 41,5 доллара составляет 20. То есть весьма пристойно для технологической компании. При этом в октябре прошлого года организаторы IPO — Goldman Sachs и Morgan Stanley оценивали Uber почти в два раза больше — в 120 млрд долларов. Правда, сам Uber был скромнее и говорил о 100 млрд.

Откат во время торгов выглядит вполне логично, так как в первичном размещении реализовывался весь тот спрос, который был. И он включал в себя спекулятивный интерес игроков, которые хотели заработать на ажиотаже. Вот что говорит независимый аналитик Дмитрий Степанов:

Дмитрий Степанов независимый аналитик «Покупают с первоначальной целью продать уже в первые дни полноценных биржевых торгов. Но таких покупателей оказалось достаточно много, они эту цену довольно быстро провалили. А дальше, наверное, бумага либо останется на текущих уровнях или даже может продолжить падать, потому что фондовые рынки Америки довольно сильно подогреты, с одной стороны, а с другой, инвесторы сейчас вполне обратят внимание, что каких-то конкурентных преимуществ у Uber нет. Это высокие затраты».

Uber появился в Калифорнии в 2009 году, когда Трэвис Каланик и Гарретт Кэмп придумали и реализовали приложение для смартфонов, которое многим теперь прекрасно известно и у которого появилось много подражателей, таких как «Ситимобил» или «Яндекс Такси».

Однако несколько лет назад группа калифорнийских же таксистов создала на основе блокчейна приложение, которое назвало «убийцей Uber». Его принцип в том, что водитель фактически связывается с клиентом напрямую — практически без посредников и комиссий. То есть на другом технологическом уровне, нечто вроде того, как такси, которое ловится поднятием руки, а о цене договариваются. «Uber создавали компьютерщики и банкиры, а мы понимаем систему изнутри», — заявили они.

Но никакого «убийства Uber» так и не произошло. Поэтому таксистам вместе с клиентами приходится платить 20-30% комиссии за работу, которую компьютеры агрегатора делают почти бесплатно, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

Петр ШкуматовПетр Шкуматов координатор движения «Общество синих ведерок» «На самом деле технически Uber представляет из себя довольно стандартную технологическую платформу, которая доступна для любого желающего, у которого есть миллион рублей. В цене Uber большая часть стоимости — это клиентская база, бренд и база водителей, которые подключены к системе. Если человек привык пользоваться услугами конкретного агрегатора, то для того чтобы он начал пользоваться услугами другого агрегатора, он должен либо получить хороший бонус в качестве мотивации, либо должен быть убежденным каким-то другим способом».

Еще летом 2015 года в инвестициях в Uber был замечен холдинг Алишера Усманова. Согласно некоторым сообщениям, тогда он вложил в проект несколько десятков миллионов долларов и только позднее решил развивать российский аналог — «Ситимобил». Предположительно, инвестиции USM производились, когда стоимость Uber оценивалась в 51 млрд долларов. Так что если акции не были проданы до сих пор, то прибыль от них хоть и не была феноменальной, но составила порядка 40%.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию