16+
Воскресенье, 15 декабря 2019
  • BRENT $ 63.97 / ₽ 4024
  • RTS1501.42
25 мая 2019, 06:38 Компании

В Санкт-Петербурге 25 мая будет торжественно спущен на воду атомный ледокол «Урал»

Лента новостей

Его называют «серийным»: ранее по этому проекту были построены «Арктика» и «Сибирь». Означает ли это, что Россия совершит прорыв в навигации в Северном Ледовитом океане?

Фото: Кристина Рягузова/Балтийский завод

У России самый большой ледокольный флот в мире. Но это во многом вопрос лишь количества: подавляющее число ледоколов — дизельные, которые обеспечивают зимнюю навигацию на короткие расстояния в портах Азовского моря, Дальнего Востока, Балтики и на Белом море.

Атомных ледоколов всего четыре, три из которых должны быть выведены в обозримом будущем из-за исчерпания ресурсов энергетических установок. Для транспортировки сжиженного газа с Ямала, по расчетам «Росатома», использование атомных ледоколов экономически неэффективно. Потому вместо них было решено строить ледоколы, на этом топливе и работающие.

Ледоколы проекта 22220 с силовыми установками 60MW типа «Урала», который торжественно спускают на воду в субботу, предназначены для замены тех трех, которые выходят из строя из-за старости в ближайшее время. Вот что говорит совладелец и директор консультационной компании ГЕКОН Михаил Григорьев:

Михаил Григорьев совладелец и директор консультационной компании ГЕКОН «Что касается ЛК-60, они просто замещают те ледоколы, которые сейчас работают по подписанным долгосрочным договорам. Поэтому здесь все достаточно хорошо просчитано. По экономической эффективности использования ледоколов на СПГ, «Росатом» считает, что это будет выгодно, потому что стоят они дешевле, чем атомные ледоколы. А вот об эффективности экономической «Лидеров», которые должны работать в зимне-весеннюю навигацию на восточном плече Севморпути — это пока вопрос открытый».

Ледоколы проекта «Лидер» могут иметь вдвое более мощную энергоустановку — 120 MW, чем «Урал» проекта 22220. Теоретически, они могут позволить круглогодичную навигацию по всей Арктике. Но реализация проекта пока что повод для споров. Строительство «Урала» обойдется приблизительно в 42 миллиарда рублей. Вдвое более мощные «Лидеры» по прикидкам обойдутся в 100 миллиардов. Поэтому по поводу их экономической эффективности до сих пор существуют большие сомнения. Хотя возникают ситуации, когда деньги считать перестают.

«США намерены наращивать число кораблей ледового класса, способных обеспечивать круглогодичное присутствие в Арктике с тем, чтобы противостоять России и Китаю в этом регионе», — заявил помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон.

И все же — это политическое заявление, не имеющее отношения к вопросам военной стратегии, ни тем более — экономики, считает директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулёв.

Юрий РогулёвЮрий Рогулёв директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта в МГУ «У США один ледокол, весьма почтенного возраста. Поэтому речь идет не о наращивании, а речь идет о фактически начале какой-то программы, которая может быть, через какое-то время к чему-то приведет. Вроде как их все критикуют за то, что они уступают пальму первенства Китаю и России, поэтому они вот что-то такое пытаются заявить. Но для них все-таки это задача не такой важности, потому что с точки зрения военно-стратегической, они давно там плавают, и подлодки плавают, и самолеты летают. В экономическом — гораздо меньше России, ну, потому что им это особо и не нужно, хотя на Аляске они месторождения тоже разрабатывают».

В отличие от США, для России в силу ее географического положения возможность навигации во льдах имеет не просто политическое или военное, но огромное экономическое значение. Спуск на воду ледокола «Урал» — уже третий. Два других — «Арктика» и «Сибирь» — уже спущены. «Арктика» должна быть скоро сдана, а сдача «Урала» запланирована на 2021 год.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию