16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 89.05 / ₽ 8379
  • RTS1160.60
7 июня 2019, 17:43 Общество

Десятки летчиков остались без работы из-за дипломов, признанных недействительными

Лента новостей

После крушения Ан-148 «Саратовских авиалиний» в Подмосковье в 2018 году в результате проверки выяснилось, что пилоты окончили ЮУрГУ, который не имел права выдавать летные свидетельства

Фото: Станислав Красильников/ТАСС

О том, что десятки летчков остались без работы, написал «Коммерсантъ». С 2011 года Южно-Уральский госуниверситет совместно с Челябинским летным училищем гражданской авиации (бывшим учебно-тренировочным центром «Челавиа») занимался подготовкой пилотов на аэрокосмическом факультете.

Погибший в авиакатастрофе второй пилот разбившегося самолета Сергей Гамбарян также был выпускником ЮУрГУ. Кроме Гамбаряна, такие дипломы обнаружили еще у 64 человек. Гепрокуратура сообщила об этом в Росавиацию, та аннулировала их свидетельства. Пилоты подали на решение в суды в разных городах России, но их иски были отклонены.

Вот что Business FM рассказал выпускник Челябинского летного училища Денис.

Денис выпускник Челябинского летного училища «Закончил я в начале августа 2016 года, когда еще у училища все были документы необходимые и сертификаты. Но, тем не менее, несмотря на то, что мы сдавали тестирование в Росавиации и Росавиация сама лично в руки вручала нам свидетельства в их здании. И, тем не менее, потом нас начали всех аннулировать без каких-либо предупреждений. Нам кто-то сообщал, что на сайте Росавиации появился приказ с твоей фамилией. В тот момент я уже находился на стадии трудоустройства в одну из крупных авиакомпаний на самолет Sukhoi Superjet. Мое свидетельство, как и многих десятков пилотов, было аннулировано без суда и следствия. Соответственно мы не смогли устроиться, мы подали в суд. Суд встал на позицию Росавиации. Сейчас идет противостояние между Министерством транспорта и Росавиацией. Министерство транспорта разработало проект программы для тех, кто закончил «Челавиа» переподготовку. Мы снова посидим теорию, тренажер и полеты. Спустя два года судебных заседаний мы уже согласны за собственные средства вновь пройти эту переподготовку, лишь бы нас вернули в профессию. И вот этот проект программы Минтранс отправил в Росавиацию, но Росавиация абсолютно не спешит ее одобрить. Более того, мы поехали в одну из стран СНГ, где нам были выданы свидетельства пилотов. И Росавиация даже туда полезла, попросила руководство авиации этой страны, чтобы нам ничего не выдавали, чтобы нас не допускали. Мы доказали свою профессиональную подготовку, и уже даже в совершенно другой стране у нас уже имеется налет. Но нам хочется летать в своей собственной стране».

Частное профессиональное образовательное учреждение «Челябинское летное училище гражданской авиации» или ЧПОУ «ЧЛУГА» работало совместно с Южно-Уральским госуниверситетом на основании лицензии на образовательную деятельность, выданным министерством образования.

До 2016 года был еще и сертификат авиационного учебного центра. Срок действия сертификата закончился, а лицензия бессрочная.

Росавиация сначала была согласна, что летчикам такой серитификат не нужен, поскольку он дает право осуществлять подготовку специалистов авиационного персонала. Потом свое мнение поменяла. Суд при принятии решения сослался на мнение Росавиации и прокуратуры, говорит директор ЧПОУ «ЧЛУГА» Александр Матусевич.

— Федеральный государственно-образовательный стандарт 250204. Там сказано, что реализация данной программы допускается только при наличии образовательной лицензии и ни о каком сертификате и других документах речь там не шла. Росавиация почему-то стала настаивать, что нужен сертификат, это ее мнение. И через год-полтора Росавиация обратилась в прокуратуру со своим мнением, и прокуратура высказала свою позицию в поддержку Росавиации. Сертифицирование априори происходит только при наличии программы подготовки. 23 февраля 2018 года была послана программа в Росавиацию, и ровно через 5 месяцев в мае пришел отказ об утверждении программы с мотивировкой, что Росавиация не имеет полномочий по утверждению образовательных программ. То есть получается что? Коллапс. Мне истец отвечает, подчеркиваю, что это мнение Росавиации и позиция Генеральной прокуратуры. Мы написали в суд с просьбой объяснить нам, как мы должны в этом случае исполнять решение суда. Знаете, что нам ответил суд? «Читайте решение суда». Верховный суд наше заявление не принял.

— А вашим выпускникам что остается делать?

— Некоторые летают, кто-то переучился в Штатах, кто-то в Европе переучился, в Белоруссии очень много ребят переучилось.

Челябинскому училищу предъявляют претензии, что их специалисты не прошли общеобразовательный курс, но в это училище принимали в принципе только специалистов, которые ранее закончили государственные технические вузы. Поэтому в училище преподавали только специальные предметы: аэродинамика, самолетовождение. Выпускников школ туда не принимали.

На самом деле надо было исправить какие-то нюансы, а училище было хорошее и база у них была очень хорошая, и странно, что Росавиация отнимает пилотские удостоверения, которые сама и выдала, говорит командир экипажа А320 авиакомпании «Аэрофлот» Андрей Литвинов.

— Там идет какая-то коммерческая составляющая, так как в Челябинске готовили пилотов миллиона за два, а в государственных заведениях, там четыре миллиона, в два раза дороже. Чувствуется вот этот запашок коррупционный.

— Как так получилось, что пилот разбившегося лайнера «Саратовских авиалиний» продолжал летать? В 2017 году еще было аннулировано разрешение? Получается, что кто-то сквозь пальцы посмотрел?

— Значит ему конкретно не аннулировали. То есть они же там не одновременно всем аннулировали выпускникам, а кому-то аннулировали, кому-то нет. Я не знаю, как они подходили к этому вопросу, но почему челябинское училище? У нас уже вторая катастрофа и командир за штурвалом, что Ан-148, что сейчас Superjet, до этого Ту-154 — катастрофа в Сочи. Везде сидели бывшие военные летчики. Тогда почему вы об этом не говорите, что у них мало опыта? Они приходят в гражданскую авиацию с маленьким налетом. Так можно подвести черту под любую катастрофу.

— А что теперь делать пострадавшим пилотам?

— Пусть едут за рубеж и работают.

— Сколько стоит прохождение учения за рубежом? Это же очень дорого.

— Ну, так это оправдывается, там зарплаты по 25 тысяч долларов. Заплатит он 15 здесь за переучивание. Сейчас вот открыли в Прибалтике курсы, по-моему, 15 тысяч платишь, там два месяца, и тебе дают вообще европейское пилотское удостоверение.

— Евро 15 тысяч?

— Да. Он поработает месяц-два, он отбил все вложения.

Трагедия, произошедшая 11 февраля прошлого года, унесла жизни 65 пассажиров и шести членов экипажа, потерпевшими признано 108 человек. По версии следствия, при обледенении датчиков скорости экипаж растерялся и принимал решения, которые привели к катастрофе.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию