Помощник полпреда президента или польский шпион?
Лента новостей
Арестованный по подозрению в госизмене Александр Воробьев мог передавать за границу секретную информацию Совбеза. Имел ли он доступ к секретным сведениям?
И в Екатеринбурге — центре Уральского округа, и в Калининграде, с которым связана большая часть карьерного пути Воробьева, о чиновнике говорят, что он ничем не запомнился. Человек, который даже в суде не снял с лица балаклаву, начал работать с Николаем Цукановым в 2005-м в небольшом калининградском городе Гусеве. Потом получил репутацию его «правой руки» и «семейного юриста». А когда в прошлом году Цуканова назначили на Урал, как пишет Znak.com, Воробьев был одним из двух человек, прилетевших с ним в Екатеринбург.
Сейчас там активно обсуждают дело о госизмене, хотя официально о нем известно крайне мало. Журналисты муссируют информацию, согласно которой у чиновника нашли польский паспорт, а в нулевых он учился в Варшаве. О шпионском деле против помощника Цуканова рассказывает шеф-редактор интернет-газеты Znak.com Дмитрий Колезев.
Дмитрий Колезев шеф-редактор Znak.com «Нам источники в ФСБ говорили, что его подозревают в том, что он мог передавать на Запад какие-то якобы документы, которые связаны с работой средств безопасности РФ, потому что Николай Цуканов является членом Совета безопасности. Но в то же время мне источник полпредства говорил, что у самого Воробьева был достаточно низкий уровень допуска к государственной тайне. Каких-то там особых секретов он официально получить не мог».
По сути, третья форма допуска не дает доступа к гостайне и даже не является ограничением для выезда за рубеж. С другой стороны, в кулуарных беседах никто мог и не спросить у чиновника, какая у него форма допуска. И президент Союза «Офицеры Группы Альфа» Алексей Филатов не исключает, что помощник полпреда и правда мог знать секретные данные.
Алексей Филатов президент Союза «Офицеры Группы Альфа» «Я допускаю, что помощник мог, в принципе, что-то услышать от своего патрона и, в общем-то, все это каким-то образом систематизировать, и наравне с какими-то другими документами, к которым он был допущен, делал какие-то справки, которые уже представляли собой именно документы грифа «секретно».
Издание Znak.com выдвигает такую версию: Воробьев связан с делом против поляка Мариана Радзаевского, осужденного по обвинению в попытке вывезти из России комплектующие к С-300, которые производят в том числе в Екатеринбурге. Но какая конкретно связь, неясно. Да и сами обвинения в шпионаже против помощника полпреда вызывают сомнения, говорит главный редактор калининградского издания «Новые колеса» Игорь Рудников.
Игорь Рудников главный редактор издания «Новые колеса» «Даже то обстоятельство, что у него какая-то звукозаписывающая аппаратура была изъята при задержании, меня наводит на мысль: даже если это специальная аппаратура, не iPhone какой-то с выносным микрофоном, а действительно какое-то спецсредство, я больше поверил бы в то, что он записывал все переговоры, или переговоры иных лиц в окружении губернатора, или лиц, которые взаимодействуют с правительством. Не только чиновников, но, возможно, бизнесменов, силовиков, в первую очередь, как сбор компромата в интересах своего хозяина. Допускаю, что теоретически он мог заниматься какой-либо вербовкой. Но опять-таки, а где тогда завербованные лица? Мы же не слышали о новых арестах, о том, что разоблачена какая-то сеть».
Местные журналисты ищут политику: одни называют Цуканова человеком из окружения Медведева, другие приводят слова источников: якобы Цуканов еще в Калининграде помогал семье бывшей супруги президента, а также патриарху. Так или иначе, во вторник, во время визита Владимира Путина в Екатеринбург, Цуканов был рядом с главой государства. Но об аресте своего помощника, помещенного в «Лефортово», пока никак официально не высказался.