16+
Суббота, 20 июля 2019
  • BRENT $ 62.65 / ₽ 3951
  • RTS1350.69
14 июля 2019, 10:30 Стиль жизниКультура

Занавески из букв, биологический автопортрет и алюминиевый знак вопроса

Лента новостей

В Музее современного искусства на Петровке открылась первая в России полноценная выставка известного каталонского художника Жауме Пленсы

Фото: Александра Сидорова

Шестидесятилетний художник, работы которого можно увидеть на улицах Нью-Йорка, Мадрида, Токио, сам приехал на вернисаж. На паблик-токе романтик Жауме Пленса разрешил гладить свои работы. Но некоторые экспонаты приходится даже бить. Например, композицию «Материя — дух». Это два бронзовых гонга, в которые может ударить специальными колотушками любой желающий.

По скромному художнику сразу и не скажешь, что его работы стоят довольно дорого. Например, восьмиметровая скульптура «Дом знаний», которая 10 лет назад стояла перед башней «Федерация» в «Москве-Сити», по тем временам стоила 2 миллиона долларов. Это огромный сидящий человек, сделанный из металлических букв.

В этот раз привезли другую «буквенную» инсталляцию — она называется «Счастливо». За тонкие ниточки к потолку подвесили маленькие металлические буквы. Идея пришла к Пленсе из детства. Мама приводила его в магазин с колышущимися занавесками, они врезались в память.

Буквы в инсталляции словно образуют облако, складываются в слова и воспроизводят целиком Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН в 1948 году. Каждый посетитель может ходить в лабиринтах буквенных «занавесок», читать сверху вниз декларацию и касаться букв пальцами.

Московская выставка Пленсы, как и все его творчество, в первую очередь про человека, про его самовосприятие. Одной из наиболее важных работ сам Пленса называет инсталляцию «Молва». Это висящая металлическая тарелка, на которую с высоты каждые 7-8 секунд падает капля воды.

Звук, подобно человеческим мыслям, заполоняет все пространство, объясняет сам Пленса. Раньше металлическая тарелка стояла в домике в Тоскане, в оливковой роще. Художник вспоминает: под эти звуки было очень здорово молчать.

Рядом с тарелкой висит автопортрет Пленсы. Крайне неординарный: это три рамки. На бумаге напечатан состав тела Пленсы: микроэлементы в граммах, состав крови, примерный вес его органов.

Жауме Пленса — один из любимых современных художников директора Московского Мультимедиа Арт Музея Ольги Свибловой. Много лет назад она сама, кстати, говорила с художником о выставке.

Ольга СвибловаОльга Свиблова директор Мультимедиа Арт Музея «То, что сделали в музее ММОМА на Петровке, это шедевр. Я провела на этой выставке два часа с восторгом. Это не проект коммерческой ярмарки. В Базеле много-много лет Пленса присутствует как один из главных героев. Ты видишь то, что можешь купить и поставить у себя в парке, украсить город, украсить отель. В последний раз я видела Пленсу в Стокгольме в замечательном отеле. Интересно, что ММОМА основан Зурабом Константиновичем Церетели, где его внук, Вася Церетели, мой друг и коллега, сейчас исполнительный директор. Зураб Константинович много-много лет назад на площади в районе Тишинки поставил вместе с Андреем Вознесенским памятник из букв алфавитов. Интересно, что в музее появляется Пленса, который тоже работает с буквами, потому что буквы очень много значат. Пленса узнаваемый, но каждый раз ты от него ждешь сюрпризов. Выставка на Петровке, мне кажется, это выставка сюрпризов».

Кроме сюрпризов, экспозиция в ММОМА задает посетителю много вопросов. Это олицетворяет один из экспонатов — огромный металлический вопросительный знак, который встречает и провожает гостей.

Выставка открыта до середины сентября.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию