16+
Пятница, 10 мая 2024
  • BRENT $ 83.74 / ₽ 7718
  • RTS1178.23
4 августа 2019, 13:28 Общество

Почему проекты по переработке особо опасных отходов не нравятся ни экологам, ни местным жителям?

Лента новостей

Проекты в рамках нацпроекта «Экология» появились в спешке, по ним не проводилось общественных слушаний

Предприятие по уничтожению химического оружия. Архивное фото.
Предприятие по уничтожению химического оружия. Архивное фото. Фото: Федор Савинцев/ТАСС

Обновлено 6 августа в 16:26

Протесты против строительства заводов по переработке особо опасных отходов в рамках нацпроекта «Экология» не утихают. Правительство решило перепрофилировать объекты по уничтожению химического оружия в предприятия для обработки, утилизации и обезвреживания чрезвычайно опасных и высокоопасных отходов.

Проект постановления, которое премьер-министр Дмитрий Медведев подписал в конце апреля, был подготовлен госкорпорацией «Росатом». В нем перечислены четыре объекта — в Удмуртии, Кировской, Саратовской и Курганской областях. Каждый из них обойдется более чем в 5 млрд рублей. Как только об этом стало известно, начались протесты.

Заводы по переработке химоружия обещали создать на время, а потом закрыть. Обещание не сдержали, и новое производство повысит заболеваемость раком в и так неблагополучном регионе, считают жители. Рассказывает кировский юрист Ярослав Михайлов.

Ярослав Михайлов юрист «Там площадка находится в болотах. Она вообще в принципе не приспособлена, как говорят специалисты. В СМИ распространялось мнение о том, что жители поселка Мирный поддерживают этот проект, но, как оказалось, его вбросила глава администрации этого образования. Скорее всего, это было проплачено, потому что все жители однозначно против. При принятии решения о создании таких объектов должны быть общественные слушания, а правительство Медведева таких слушаний не провело, а своим силовым решением просто решили, что создадут, и все».

Протестующие утверждают, что в советские времена, до того как химоружие начали уничтожать, было оборудовано место для его хранения. Если истекал срок годности, боеприпасы просто топили в болоте. Поэтому сейчас никто не знает, что в нем находится и каковы будут последствия стройки.

Практически зеркальная с кировской ситуация сложилась и в удмуртской Камбарке. Там тоже завод по утилизации химоружия решили переделать в предприятие по переработке токсичных отходов. Поскольку раньше было обещано, что завод будет закрыт, это вызвало недовольство жителей, которые неоднократно уже выходили на акции протеста.

Их требования уже переросли в политические: некоторые хотят отставки регионального руководства. Если планы по Камбарке не изменят, недовольство будет только нарастать, уверен главный редактор ижевской интернет-газеты «Стриж» Тимофей Клабуков.

Тимофей Клабуков главный редактор ижевской интернет-газеты «Стриж» «Зависит от действий как федерального, так регионального правительства, насколько тема будет дальше развиваться. Но в республике протестные настроения утихать точно не будут».

Именно потому что проекты по строительству заводов появились в спешке и обстановке информационного вакуума, возникает вполне понятное недовольство. Проблема опасных отходов существует, но ее десятилетиями предпочитали фактически не замечать, говорит директор по программам «Гринпис России» Иван Блоков.

Иван Блоков директор по программам «Гринпис России» «Очень важно решить проблему токсичных и особо токсичных отходов, но решение проблемы надо начинать не с того, чтобы строить заводы по неизвестным технологиям, а с того, что для начала провести инвентаризацию отходов. У нас в стране образуются тысячи тонн таких отходов, но куда девается большая их часть, неизвестно. Сейчас просто решили, что раз у нас есть мощности, на которых уничтожалось химоружие, то давайте будем использовать эти мощности. Когда эти мощности строились, людям обещали, что мы закончим уничтожение химоружия, и все, больше у вас не будет проблем. Прошли годы, и оказывается, что мое слово — я дал, я и взял».

Большинство претензий, как жителей, так и профессионалов, сводится к тому, что безусловно нужные объекты вдруг начинают строить в спешке, без плана и проекта, не говоря уже об обязательных по закону общественных слушаниях или их профанации. Никто не знает, о каких отходах идет речь, откуда, куда и как они будут доставляться. Почему так происходит?

По всей видимости, потому, что бюджет рассчитанного на шесть лет проекта «Экология» составляет более 4 трлн рублей. Это больше 20% текущего бюджета всей страны. И эти средства надо потратить, поэтому история с заводами наверняка не единственная.

Позднее ситуацию прокомментировали в департаменте коммуникаций госкорпорации «Росатом»: «Слушания могут проводиться только по проектной документации для объекта, а по нацпроекту слушаний проводиться не может. Постановлением правительства выделяются ассигнования на создание проекта перепрофилирования объектов по уничтожению химического оружия. В 2020 году проектная документация, включая оценку воздействия на окружающую среду, обязательно пройдет не только государственную экологическую экспертизу, но и общественную экологическую экспертизу. Строительство станет возможным только после их успешного прохождения. Рыночное регулирование в сфере обращения с опасными отходами действовало несколько десятилетий и привело к колоссальному дефициту мощностей по переработке отходов первого и второго класса. По данным статистики, в настоящее время только 1,5% опасных отходов обезвреживаются и утилизируются операторами, имеющими необходимые лицензии. Накопление опасных отходов на полигонах во многих случаях приводит к образованию новых объектов накопленного экологического вреда. Таким образом, «свободный» рынок, применимый до настоящего времени в этой сфере, показал свою несостоятельность».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию