16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.37 / ₽ 8223
  • RTS1186.79
7 августа 2019, 06:44 Общество

Всем отказать: подписи недостоверные. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

«Если бы ЦИК теперь опроверг Мосгоризбирком, это стало бы величайшим скандалом. Но скандала не случилось», — считает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

На заседании рабочей группы ЦИК был рассмотрен вопрос о подписях, собранных для регистрации на выборах в Мосгордуму пятью независимыми кандидатами: самовыдвиженцем Александром Руденко, муниципальным депутатом Екатериной Игнатовой, политиком Дмитрием Гудковым (он сейчас под арестом), «яблочницей» Еленой Русаковой и юристом ФБК Любовью Соболь. По единогласному мнению членов рабочей группы, все они не представили достаточных для их регистрации кандидатами доказательств подлинности забракованных подписей. В связи с чем рабочая группа так же единогласно рекомендовала отказать этим кандидатам в регистрации на выборах. Окончательно вопрос должен решить на отдельном заседании ЦИК. Также на заседании окружной избирательной комиссии № 43 было повторно отказано в регистрации представителю «Яблока» Сергею Митрохину. Что дальше?

Было бы странно ожидать, что после жесткого разгона несанкционированных акций 27 июля и 3 августа ЦИК занял бы, так сказать, «пораженческую позицию» и пошел бы навстречу тем, кто, по мнению властей, стоял за организацией таких акций, которые уже расследуются по уголовному делу о массовых беспорядках. Мосгоризбирком на минувшей неделе настоял на решении об отказе в регистрации всем оппозиционерам, кроме члена политсовета «Яблока» Митрохина. Но Митрохина пока все равно «завалили» на уровне окружной комиссии 43-го округа, где он мог «схлестнуться» с энергичной соратницей Навального Любовью Соболь, но не судьба. Видимо, решено, что нецелесообразно будет Митрохину после отказа Соболь абсорбировать протестный электорат и на этой волне получить неплохой шанс избраться в городской парламент. Хотя в последние дни он проявлял политическую сдержанность и на улицах не бузил.

Если бы ЦИК теперь опроверг Мосгоризбирком, это стало бы величайшим скандалом. Но скандала не случилось. В этом смысле.

Заседание рабочей группы, которое можно было наблюдать в прямом эфире на канале YouTube, временами было бурным. Председательствовала Элла Памфилова, которой приходилось порой вступать в эмоциональную перепалку с оппозиционерами. В частности, с Любовью Соболь. Но Элла Александровна гнула свою линию: процедура есть процедура, а она оппозиционерами нарушена. Им и отказали, указав на формальные нарушения в оформлении подписных листов. Кому-то со стороны все это могло показаться издевательской бюрократической казуистикой. Но формальности есть формальности. И это как раз тот случай, когда врагам — закон, а поднявшие такой шум вокруг своей нерегистрации политики, конечно, рассматриваются как враги нынешней системы. И представители власти не верят или делают вид, что не верят в то, что они шли в городской парламент с целью конструктивно и кропотливо работать на благо города, а не митинговать против режима.

Одному из кандидатов, муниципальному депутату Константину Янкаускасу, отказали даже в рассмотрении жалобы. Его письменное обращение было получено ЦИК по почте позже положенного для обжалования срока. Как заметила Элла Памфилова, «почему-то письмо направлено было чуть ли не через Мурманск». Сам Янкаускас под арестом.

Другим оппозиционерам с бюрократическим боем вернули даже несколько десятков подписей, но все равно числа так называемых достоверных не хватило никому. Дмитрию Гудкову вернули 31 подпись, но все равно не хватило 300. У другого кандидата нашли нарушения в заполнении необходимых справок, что также является основанием для отказа. У еще одного были формальные нарушения в нотариальном оформлении подписных листов.

Существующая процедура сбора и, главное, оформления подписей дает столько формальных поводов для отказа, что оттоптаться по принципам бюрократической казуистики можно практически на любом, кто такие подписи собирает. Но показательную проверку провели не для всех. А провести для всех, как настаивала оппозиция, отказались. Как заметил замглавы ЦИК Николай Булаев, при сборе подписей в поддержку Гудкова могли быть и неумышленные ошибки, но они есть. И у комиссии нет выхода, кроме как отказать. Как говорится, dura lex, sed lex.

Наверное, наиболее точно отразил суть произошедшего многоопытный председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов, который работает там еще с советских времен. Он заявил, что незарегистрированные кандидаты планировали не стать столичными депутатами, а опробовать технологии борьбы за отмену сбора подписей. Тут он прав. Эту технологию придумали в свое время, отменив избирательный залог для тех, кто не хотел или не мог собирать подписи, вовсе не для того, чтобы его можно было поломать с помощью уличных акций, тем более несанкционированных. Теперь отказ в регистрации оппозиционерам станет одной из тем уже согласованного на 10 августа митинга на проспекте Сахарова. Однако это будет уже махание кулаками после драки. Если же оппозиционеры слишком разойдутся, то к их услугам опять будет полиция и Росгвардия, которая может махание кулаками, вернее дубинками, актуализировать. Что касается ЦИК, то он на данной стадии свое дело уже сделал и может умыть руки.

Несогласованная акция 3 августа в галерее BFM.ru:

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию