16+
Вторник, 14 июля 2020
  • BRENT $ 41.98 / ₽ 2982
  • RTS1198.53
27 августа 2019, 13:08 Финансы

Воры с именем: репутация как способ мошенничества. Комментарий Семена Новопрудского

Лента новостей

Люди, которые говорят, что авторитетов в России (кроме криминальных) давно не осталось, что институт репутации умер как класс, жестоко посрамлены. Оказалось, имя и репутация человека имеют в нашей стране большое значение. Правда, когда надо украсть у кого-то деньги

Семен Новопрудский.
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

В российских банках стали замечать новый креативный способ мошенничества внутри старой как мир социальной инженерии. Проще говоря, речь идет о попытках в личном контакте с человеком запудрить ему мозги, чтобы облапошить.

Оказалось, теперь мошенники выманивают у простодушных граждан деньги, представляясь именами… известных банковских аналитиков. Используются имена людей, которые часто дают комментарии на телевидении, радио, в электронных и печатных СМИ.

Оказывается, даже появились два основных способа такого мошенничества с использованием относительно известных народу экспертов финансового рынка. Либо это звонок от «вора с именем» с призывом перевести деньги на брокерские счета инвестиционных компаний, которые оказываются фейковыми. Либо звонок уже вложившим средства в мошеннические компании и желающим их вернуть с гарантией безопасности вложений и… просьбой перевести на Qiwi-кошелек 50-100 тысяч рублей, без чего эти деньги якобы никак не вернешь. Если просьба выполняется, вам больше никто никогда по поводу этих денег не перезвонит.

Люди гуглят имя позвонившего, им вываливается ворох комментариев этой персоны в уважаемых СМИ. И люди ведутся на имя. Разве может обмануть такой известный человек? Хотя звонит-то по факту не он: настоящего голоса этих известных экспертов люди не знают. Имя на слуху, а голос — нет.

Использование агентов доверия в корыстных целях, даже вполне легальных и честных, — давняя общепринятая практика финансовых институтов в разных странах мира и в России в том числе. Те же банки постоянно рекламируют знаменитые певцы, актеры, блогеры. Во-первых, потому что эти люди известны аудитории, которую хочется привлечь и раскрутить на деньги. Во-вторых, потому что «не может же обмануть такой уважаемый человек, мой кумир».

Между тем старого житейского правила «не верь, не бойся, не проси» никто не отменял, особенно в России, где вообще дефицит агентов доверия и самого доверия. По всем опросам, страна в числе лидеров по минимальному доверию граждан друг к другу и различным институтам государства.

При этом государство все равно остается главным «агентом доверия», хотя обманывало нас, наших отцов, дедов и прадедов не раз и не два. До сих пор главный критерий надежности банка для россиян — его государственный статус. Хотя даже в Сбербанке, главном оплоте финансовой надежности в стране, сбережения миллионов людей последний раз сгорали совсем недавно по историческим меркам — каких-то 28 лет назад. Да, тогда распалась одна страна и на ее месте появилось 15 новых, но это все равно должно помочь гражданам осознать тот простой факт, что за сохранность своих денег отвечают они и только они.

На уверенном втором месте после государства в этом условном рейтинге агентов доверия — как раз всевозможные знаменитости или люди с определенной профессиональной репутацией. Хотя их участие в рекламе финансовых институтов просто покупается за деньги и никакой ответственности по закону за то, что потом этот финансовый институт разорится, эти люди не несут. К тому же часто в такую рекламу ради понтов и крутизны зовут иностранных кумиров, с которых вообще взятки гладки. Они часто просто толком не знают, что именно рекламируют. Одно дело, когда какой-нибудь Месси или Роналду рекламируют всемирно известную марку шампуня или авиакомпанию, и совсем другое — банк в далекой чужой стране.

Конечно, хорошо, что россияне стали узнавать по именам или хотя бы пробивать в поисковиках имена финансовых аналитиков. Но верить конкретным указаниям даже самих этих уважаемых людей (не говоря уже о мошенниках, которые звонят от их имени) вложить деньги в конкретную компанию или банк нельзя. Как теперь принято говорить, от слова «совсем». Ни один реальный уважающий себя финансовый аналитик никогда не скажет вам вкладываться в конкретную компанию. Он может посоветовать только конкретный финансовый инструмент: валюту, акции, облигации, паевые фонды.

Если же вы услышите в трубке звонок от «известного аналитика», который говорит, что вы обязательно должны инвестировать в такую-то компанию или перевести деньги на такой-то счет, чтобы спасти уже инвестированное, перед вами всегда мошенник.

Трудно жить без веры и доверия. Но в вопросах распоряжения личными деньгами доверять нельзя никому. Читайте каждую букву и каждое слово договора, который вы подписываете с любым финансовым институтом. Проверяйте, есть ли у него реальная лицензия. Изучите доступную информацию об этом финансовом институте. И только потом принимайте решение.

Репутация человека — очень важный социальный институт, а не только личное дело ее носителя. Но когда речь идет о том, как инвестировать ваши деньги, никаких личных репутаций не существует.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию