Годунов, похожий на современных политиков, гробы на сцене и живой ворон. В Музее Москвы — премьера спектакля «Борис»
В Музее Москвы 10 октября состоится одна из самых громких, обсуждаемых и дорогих премьер театрального сезона — «Борис» Дмитрия Крымова. Чем примечательна постановка по мотивам драмы Пушкина?
В четверг, 10 октября, в Музее Москвы покажут спектакль «Борис» Дмитрия Крымова — одну из самых громких, обсуждаемых и дорогих премьер театрального сезона. Совпало с юбилеем режиссера — ему сегодня 65 лет. Спектакль — в привычной для Крымова манере — по мотивам. На этот раз — исторической драмы Пушкина.
Крымов впервые ставит в музее. Продюсер Леонид Роберман говорит, что где-то еще этот проект было бы невозможно реализовать. Получилось стильно и дорого — создали театр в голых стенах. Цвет настроения — красный. В павильоне со старой кирпичной кладкой поставили биотуалеты. Вместо «М» и «Ж» — таблички: «Марина» и «Борис».
Сцен две: одна основная, с алым роялем. Спойлер — в финале в рояль упадет Борис Годунов. Вторая площадка сбоку, для массовки. Она перетянута волейбольной сеткой. Рядом — выставка музейных артефактов, их подбирали сотрудники музея и сам Дмитрий Крымов. Режиссер перед генпрогоном о постановке почти не говорил, зато отвечал на вопросы о выставке:
Такие же чувства вызывает спектакль. Вступая на престол во время праздничного шоу, Борис — в белой рубашке и красном галстуке — хочет поклониться гробам почивших властителей. Гробы — муляжи — с выставки притаскивают на сцену. Бориса играет Тимофей Трибунцев. Три варианта Марины Мнишек: в первом блоке показов играет Паулина Андреева, потом ее будут заменять Виктория Исакова и Мириам Сехон.
Мнишек то скромно делится с Годуновым рецептом борща, то матерится и разбивает об пол пачку яиц, то делает с государем селфи. Крымовская прима Мария Смольникова в роли Лжедмитрия — в вязаной шапочке и с брекетами. Еще в спектакле «играет» живой ворон — он появляется, когда Борис узнает о существовании царевича Дмитрия.
Обстановку разряжает академический хор. Поет то «Облака плывут, облака» Галича, то Besame Mucho. Кто-то в восторге, кто-то говорит, что получилось неоднозначно. Все заметили, что не обошлось без намеков на современную политику. Со спины Борис ну очень похож на кое-кого из нынешнего российского истеблишмента, отмечают одни зрители. Другие вспомнили, что в среду, в день генпрогона, Борису Немцову исполнилось бы 60 лет.
Среди первых зрителей были актер Анатолий Белый, режиссер Павел Лунгин и худрук театра «Сатирикон» Константин Райкин. Они делятся впечатлениями.
Анатолий Белый актер «Прекрасный Крымов, в расцвете. Со всеми смыслами трагикомедии, которую Дмитрий Анатольевич умеет делать. Конечно же, о власти кучу раз сказано. Мне в большей степени было смешно и страшно. Со своей колокольни, эмоциональной. Большое впечатление с этой точки зрения — проникновение внутрь — произвел монолог самозванца. Маша Смольникова — включение 200-процетное — меня пробило. Это был «вышак».
Павел Лунгин потрясен:
Павел Лунгин режиссер «Мне кажется, это лучший Димин спектакль. Я потрясен: что-то очень интересное и новое. Как будто бы он долго-долго шел в эту форму, и наконец она обрела содержание и смысл. Смольникова — гений. Трибунцев — хорош».
Константин Райкин обещает прийти еще раз:
Константин Райкин художественный руководитель театра «Сатирикон» «Понимаю, что они находятся только в самом начале пути встречи со зрителем. Есть несколько сцен, которые меня очень взволновали. При этом чего-то мне еще не хватает. А я думаю, что дальше это будет очень развиваться. Конечно, не без, так сказать, специального интереса к Тимофею Трибунцеву я пришел посмотреть. Но, во-первых, меня интересует все-таки Дмитрий Крымов как уникальнейший художник театра в самом широком смысле слова. Приду еще раз».
В этом году запланированы 33 спектакля — по сути, минимум, чтобы окупить постановку. На октябрьские показы билетов мало. Самые дешевые — по 2 тысячи рублей, первые ряды — 12-15 тысяч рублей.