16+
Воскресенье, 15 декабря 2019
  • BRENT $ 63.97 / ₽ 4024
  • RTS1501.42
15 октября 2019, 16:50 Стиль жизниКультура

«Простая, искренняя человечность». В Москве открылась выставка Йоко Оно

Лента новостей

Экспозицию «Небо всегда ясное» представили в Московском музее современного искусства на Петровке. Почему ее сможет понять любой, даже самый далекий от искусства человек?

Фото: пресс-служба

В Московском музее современного искусства на Петровке открылась большая выставка «Небо всегда ясное» Йоко Оно — не только вдовы Джона Леннона, но и одной из важнейших художниц европейского концептуализма.

Прошлая персональная выставка Йоко Оно в Москве была лет пять назад в ЦУМе, художница на нее приезжала. На новую экспозицию пионер перформанс-арта прилететь не смогла: в 2016-м она пережила инсульт и почти все время сейчас находится в Нью-Йорке. Но в лифте музея один из «экспонатов» — записанный кашель художницы.

К России она испытывает особую любовь, рассказывает куратор выставки, директор Музея современного искусства в Осло Гуннар Кваран.

Гуннар Кваран директор Музея современного искусства в Осло, куратор выставки «Небо всегда ясное» «Брат ее отца был женат на русской женщине, и у нее была сестра. Девушки, известные как сестры Бубновы, сыграли большую роль в воспитании и художественном образовании Йоко Оно. Живя в такой семье, она понимала, что искусство — это то, что может и должно быть трансформировано. Мы проводили выставки в Нью-Йорке, Лионе, Франкфурте. Сейчас Йоко воспринимается как абсолютно самостоятельный художник с мировым именем. Она изобрела новую форму искусства в середине 1950-х и развивала ее последующие 60 лет. Поднимает важные темы: феминизм, установление мира во всем мире, экологические проблемы. Она один из немногих художников, кто не лезет в коммерческий арт-рынок».

Все работы воссоздавали на месте по инструкциям Йоко Оно. Большая часть — это белые плакаты и арт-объекты рядом, что-то вроде рекомендаций, которые призывают либо к переживаниям, либо к конкретным действиям.

Можно стать соучастником перформансов. Например, на огромной карте с помощью печати указать место, куда должен прийти мир. Написать на стикере воспоминания о маме или связанные с ней ассоциации. Забраться на высокую белую стремянку и через лупу разглядеть слово «да». Такое же «да» когда-то покорило Леннона: так сильно оно отличалось от большинства произведений концептуалистов. С выставки можно забрать кусочек неба — точнее, пазлы, лежащие в висящих в воздухе касках. А можно забить гвоздь в холст или оставить послание для художницы на огромном полотне, которое называется «Добавьте цвет».

Инструкции Йоко Оно в абсолютно белом пространстве — словно храм для рефлексии, делится впечатлениями одна из первых гостей выставки, директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Ольга СвибловаОльга Свиблова директор Мультимедиа Арт Музея «Например, слушайте свое сердце, доверяйте интуиции, постарайтесь не говорить ни о ком ничего плохо. Инструкция: а) три дня, б) 45 дней, в) три месяца. Простые вещи. Меня потрясло и, видимо, потрясло читателей в Instagram, потому что у меня никогда в жизни на экспонате выставки не было сразу такого количества лайков. Это так же актуально, как слова из Библии. Это как современная Библия. Простая, искренняя человечность, которую мы редко ожидаем от концептуального искусства. Очень красивые тексты сегодня нужны. Это формат «Твиттера». В эпоху телеграм-каналов и огромного количества источников информации, где все стараются друг друга покусать, эти тексты без грязи, без провокаций просто задевают за живое».

В одном из залов повесили телефон, время от времени раздается звонок. Говорят, звонит сама Йоко Оно, у которой, само собой, с Москвой серьезная разница во времени. При мне трубку снял один из сотрудников музея. Сказал, что сначала была тишина, а потом какие-то невнятные слова — видимо, на японском.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию