16+
Вторник, 19 ноября 2019
  • BRENT $ 61.73 / ₽ 3937
  • RTS1452.06
6 ноября 2019, 09:26 Общество
В фокусе: Индекс риска

РБК: МВД хочет заглушить кол-центры в местах лишения свободы

Лента новостей

Коллегия министерства поручила проработать меры по снижению количества преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Как у россиян выманивают деньги и при чем тут заключенные?

Фото: depositphotos.com

Коллегия МВД поручила проработать меры по снижению количества преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, сообщает РБК со ссылкой на источник. В числе других инициатив — создание приложения для защиты от звонков мошенников.

В прошлом году киберпреступники похитили у россиян 2 млрд рублей. Причем 1,5 млрд рублей злоумышленники похитили с использованием интернет-банкинга. В среднем каждый обманутый россиянин потерял от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Самая распространенная схема выглядит так: жертве поступает звонок якобы из службы безопасности банка. Звонящий говорит о подозрительной операции на десятки тысяч рублей, зачастую в другом городе. При этом мошенники обращаются по имени-отчеству, представляются действительно тем банком, где у жертвы есть счет, иногда называют последние четыре цифры карты. Говорят, что ради безопасности доступ к счету надо заблокировать. Чтобы это сделать, нужно назвать код из СМС-сообщения роботу. На самом деле код жертва сообщает мошенникам, и они с его помощью получают доступ к интернет-банкингу и переводят все доступные средства на свои реквизиты.

Многих людей, особенно почтенного возраста трогает такая забота банка, и они готовы сообщить любые данные. К тому же иногда и номер, с которого звонят мошенники, совпадает с тем, что указан на банковской карте.

Это целая индустрия, в которой одни сообщества ищут утечки информации, ищут людей, которые продают информацию о клиентах банков, другие — организуют звонки, третьи — курируют вывод денег, которые украли мошенники. Если сотовая связь в местах лишения свободы будет заблокирована, решит ли это проблему? Комментирует эксперт по информационной безопасности Group-IB Сергей Золотухин.

Сергей Золотухин эксперт по информационной безопасности Group-IB «Естественно, они ищут пути, как это сделать более дешево, и те самые «черные кол-центры» в местах лишения свободы позволяют реализовать эту схему достаточно дешево. В этом причина того, что очень много звонков из мест лишения свободы происходит. Сам звонок — это только часть преступной цепочки, начинающейся от разведки, получения данных, звонок — выманивание денег, перевод этих денег, обналичивание их. Нужно бороться с преступлениями на всех его этапах, а не только с организаторами так называемых кол-центров. Будет закрываться один кол-центр, организовываться новый, пока это для преступности выгодно. Пока у них есть возможность продолжать свою деятельность, заменяя один этот блок преступной схемы на другой, они будут это делать. Должны измениться условия, усложниться вопросы обналичивания денег, должно быть усиление кибербезопасности на уровне организации, с которых происходят утечки информации. Тогда злоумышленникам будет сложнее».

Сотни тысяч россиян уже потеряли деньги таким образом. Но банки на компенсацию идут неохотно. Просят представить документы, которые подтверждали бы, что это мошенничество. Это может быть постановление о возбуждении уголовного дела или какой-то процессуальный документ, который говорит о том, что дело либо расследовано и судом вынесен приговор, либо, например, дело приостановлено за розыском злоумышленника, говорит адвокат, управляющий партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Валерий Зинченко.

Валерий Зинченко адвокат, управляющий партнер коллегии адвокатов Pen & Paper «У нас буквально недавно был случай, когда мы посредством получения постановления о возбуждении уголовного дела и последующем его приостановлении добились результата, клиенту были возвращены деньги. Если и в этом случае банк отказывает, то суд — тоже правильный путь, но опять же мы понимаем, что это длинный и очень тернистый юридический путь для того, чтобы вернуть свои деньги. Достаточно распространенная практика в России сейчас, что клиент сам должен и вынужден доказывать, что это не он списал деньги со своего счета, либо передал карту или данные кому-то из мошенников. Это может длиться годами, вне зависимости от сумм. Это может быть небольшая сумма, больше или крупная».

Не стоит ждать быстрого решения подобной проблемы. В случае звонка якобы из банка лучше уточнить суть вопроса и перезвонить в банк самостоятельно. У тех, кто звонит, могут быть некоторые ваши данные, какие-то параметры банковских карт, но у них нет полной информации, которая позволяет провести хищение. Именно поэтому они и звонят. Поэтому не стоит предоставлять какую-либо информацию. Это существенно снизит риски.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию