16+
Воскресенье, 8 декабря 2019
  • BRENT $ 64.27 / ₽ 4098
  • RTS1448.34
14 ноября 2019, 19:52 Общество

Пилоты разбившегося в Казани Boeing летали без документов и подготовки

Лента новостей

Следственный комитет объявил о завершении расследования катастрофы, случившейся в ноябре 2013 года, в результате которой погибли 50 человек

На месте крушения Boeing в Казани.
На месте крушения Boeing в Казани. Фото: Максим Шеметов/Reuters

Следствие установило, что к авиакатастрофе привели действия командира воздушного судна Рустема Салихова и второго пилота Виктора Гуцула. КВС работал по поддельному свидетельству пилота коммерческой авиации — он не проходил переучивание со штурмана на пилота, а ответственные лица из Росавиации Татарстана не провели проверку документов, установили в СКР. Гуцул, бывший бортинженер, также не имел достаточных навыков пилотирования. Налет часов в качестве пилотов, указанный в их документах, был им приписан. Оба они ни разу не выполняли действий по уходу на второй круг. Даже на тренажере. Тем не менее, с марта 2012 года Салихов — командир пассажирского воздушного судна.

17 ноября 2013 года, несмотря на то, что стоял день, командир сильно промахнулся мимо посадочной полосы и решил уходить на второй круг. Пока второй пилот докладывал диспетчеру об этом решении, нажал кнопку, выведя двигатели судна на взлетный режим. Салихов не знал, что в этот момент необходим ручной контроль положения самолета. Нос неконтролируемого лайнера стал задираться. Когда командир обнаружил это, резко отдал штурвал от себя. И не заметил, что судно выровнялось, а затем стало уходить в пикирование. Это заняло 20 секунд.

Сработала система предупреждения о сближении с землей, на которую Салихов не отреагировал. Это заметил второй пилот, но было уже поздно. На скорости 450 километров в час самолет практически вертикально врезался в землю. В числе пассажиров погибли сын главы Татарстана и руководитель ФСБ региона.

Вывод следователей — летчики грубо нарушили правила пилотирования, не имея базовых знаний, навыков и опыта пилота. Если бы фальшивые лицензии вовремя проверили в региональной Росавиации, а уровень подготовки летчиков — в авиакомпании «Татарстан», трагедии можно было бы избежать.

Сейчас раздачи фальшивых пилотских лицензий уже нет, прошли жесткие проверки, говорит пилот, Герой России Андрей Ламанов.

Андрей Ламанов пилот, Герой России «До этой катастрофы были такие школы, которые за деньги выдавали лицензии на пилотов штурманам и бортинженерам. Естественно, это неприемлемо. Но сейчас вроде это закончилось, после той катастрофы был тщательный разбор. Все эти лавочки прикрыли. И бывшим штурманам и бортинженерам, которые даже по нормальным лицензиям работают, запретили быть командирами судов».

В отношении пилотов — Салихова и Гуцула — уголовное дело прекращено в связи с их гибелью. Заместителю генерального директора «Авиакомпании «Татарстан» Валерию Портнову и шеф-пилоту перевозчика Виктору Фомину предъявлены обвинения по статье «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Руководителя регионального управления Росавиации Шавката Умарова обвиняют в халатности.

Комментирует заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.

Олег Смирнов заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора «Этот случай произошел шесть лет назад, и шесть лет комиссия все искала, как найти формулировки, которыми бы не затронуть истинных виновников этого происшествия. А истинным виновником этого происшествия являлась несовершенная система государственного регулирования на тот момент. Кстати многое еще осталось и по сей день, когда нет ответственных лиц за подготовку пилотов, когда пилотов стали готовить в любом из многих десятков учебных центров, когда эти учебные центры работали, не имея должного контроля за их работой».

С авиакатастрофой был связан крупный межведомственный конфликт. МАК в расследовании инцидента заявлял о некорректных действиях пилотов. Росавиация до последнего настаивала на конструктивных недостатках, переписывалась с компанией Boeing. Версия Росавиации — заклинило руль высоты. МАК даже приостанавливал действие сертификатов на все семейство Boeing. Но та же Росавиация настояла на отмене такого решения. Итоговый вердикт комиссии по катастрофе в 2015 году был все же в пользу МАК.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию