16+
Среда, 25 апреля 2018
  • BRENT $ 73.51 / ₽ 4591
  • RTS1137.62
21 января 2010, 14:41 Макроэкономика

Президенту Renault досталось от президента Франции

Лента новостей

На днях президент Франции Никола Саркози фактически вынудил Renault изменить стратегию и скорректировать планы переноса производства новой модели Clio IV из Франции в Турцию

На днях президент Франции Никола Саркози на экстренном совещании с главой концерна c Карлосом Гоном вынудил его отказаться от планов полностью перенести производство новой модели Clio IV из Франции в Турцию. Фото: AFP
На днях президент Франции Никола Саркози на экстренном совещании с главой концерна c Карлосом Гоном вынудил его отказаться от планов полностью перенести производство новой модели Clio IV из Франции в Турцию. Фото: AFP

На днях президент Франции Николя Саркози фактически вынудил Renault изменить стратегию и скорректировать планы переноса производства новой модели Clio IV из Франции в Турцию. Госвмешательство может скверно отозваться на компании, перспективы которой в первую очередь связаны с развивающимися рынками.

О том, что дело дойдет до откровенного давления на концерн, стало ясно еще за несколько дней до встречи его главы Карлоса Гона с президентом Саркози и министром промышленности Франции Кристианом, когда тот заявил, что власти не позволят Renault переносить производство, и не исключил, что правительство может увеличить долю в компании до 20% (сейчас — 15%), чтобы больше контролировать ее стратегию. «Если французский автомобиль предназначается для продажи во Франции, то он должен производиться во Франции,— пояснил министр.— Может быть, увеличение доли станет психологическим шагом, который заставит их понять, что мы не позволим французскому автопрому развиваться своим ходом».

На самой встрече он пояснил Карлосу Гону, что государство выделяет деньги на поддержку автопрома не для того, чтобы французские заводы переезжали за границу («наши заводы», — даже произнес министр). Действительно, в феврале 2009 года власти Франции выделили Renault и Peugeot Citroen по 3 млрд евро в обмен на обещания не закрывать заводы в стране и сохранить рабочие места.

Что не устраивает Саркози, а с ним и Францию

«Я категорически не согласен с тем убеждением, что крупные компании не имеют национальности только потому, что они являются мировыми», — поддержал министра французский президент. По слухам, обосновывая намерение установить более жесткий контроль над предприятиям Николя Саркози даже заявил: Renault — c’est moi, (Renault — это я), перефразировав тем самым знаменитое изречение, якобы, произнесенное Людовиком XIV.

Уже решено, что государство направит своего представителя в комитет стратегического планирования Renault, тем самым получив возможность заворачивать «непатриотические» инициативы концерна. Также в Renault отказались от полного переноса производства Clio. Позже коммерческий директор концерна Жером Стол заявил, что решение о переносе запланированного на 2013 год производства Clio IV в турецкий город Бурсу еще не принято. Аналогично прокомментировал происходящее и партнер Renault — турецкая группа Oyak.

Renault Clio выпускается с 1990 года. Сейчас производится третье поколение на заводе во Флене и частично в Турции. Концерн продолжит выпуск Clio III во Флене (Flins) в парижском регионе, где занято 3,3 тысяч сотрудников (в первой половине 2009 года они выпустили 64,7 тысяч Clio III). Там же будет производиться и часть Clio IV, хотя основной объем производства модели придется на турецкий завод.

Подход американских конкурентов к производству в Европе

Между тем, в кризис многие концерны не церемонятся с убыточными производствами. Так, американский автоконцерн General Motors сегодня подтвердил, что закроет бельгийский завод Opel в Антверпене, оставив без работы 2300 его сотрудников. Такое решение принято автопроизводителем в целях реализации программы реструктуризации принадлежащего ему немецкого бренда, в соответствии с которой планируется уволить на европейских заводах около 9 тысяч работников и на пятую часть сократить объем выпуска.

Решение оставить часть производства Clio IV во Франции увеличит издержки Renault. «Акции Renault падают. Многие аналитики поменяли в худшую сторону мнение о производителе. Перспективы рынка в 2010 году оставляют желать лучшего, и складывается впечатление, что позиции Renault на нем будут хуже, чем у конкурентов», — пишет Le Figaro в четверг.

Действительно, с начала торгов на французской бирже 4 января акции Renault потеряли в цене 3,5%, тогда как индекс CAC40 прибавил 1,6%, а суммарный индекс производителей в области автомобилестроения подскочил на 7,7% (например, акции Peugeot прибавили 3,6%, а Michelin — 6,5%).

В отчете инвестброкеров UBS Investment Research отмечается, что «продукты Renualt устарели, а новые модели имеют мало шансов для того, чтобы компенсировать трудные условия рынка». А как считают их коллеги из Nomura Equity Research, в 2010 году единственный продукт, который будет расходиться на рынке — «это семейство Megane/Scenic».

Вместе с тем в Nomura полагают, что наибольшие выгоды Renault может получить как раз благодаря расширению присутствия на развивающихся рынках (40% всех продаж), и локализации производства в этих странах, чему как раз препятствует государство, «не оставляя компании маневра».

Кстати, напомним, Renault в феврале 2010 года на «Автофрамосе» начнет выпуск нового хэтчбека Renault Sandero. А в 2011 году на этом заводе появится еще одна модель — кроссовер LowCost Duster.

В России свой подход к спасению автопрома

Впрочем, действия французского правительства мало чем отличаются от поведения российского государства. «Закрытие предприятий «АвтоВАЗа» невозможно, руководство страны намерено оказывать всяческую поддержку жителям Тольятти и других моногородов», — заявил в четверг первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. «Нам часто задают вопрос, зачем вы тратите государственные деньги на поддержание «АвтоВАЗа», зачем занимаетесь городом Тольятти? Не легче ли закрыть? Это невозможно, — сказал он в четверг. — В городе живет более 700 тысяч человек. Проблемы, которые возникают в этом городе, как и в других моногородах, эти проблемы мы вынуждены и обязаны решать».

«Мы разделяем проблемы производства и проблемы людей, которых государство не может бросить на произвол судьбы», — заверил Игорь Шувалов.

Однако остается под вопросом эффективность госпомощи автопроизводителям. Известно, что на поддержку автопрома российские власти уже потратили около 100 млрд рублей, то есть примерно столько же, сколько во Франции, и почти аналогично китайским затратам.

Так, по оценке компании «Соллерс», в 2009 году только на госзакупки автомобилей за счет федерального и регионального бюджетов пошло около 50 млрд рублей.

Столько же потратили на поддержку спроса и китайцы, но эти деньги пошли не напрямую производителям, а дошли до них через рыночные механизмы. В результате, в Китае, впервые завоевавшем статус мирового лидера по продажам новых автомобилей, продажи в 2009 году выросли на 48% — до 10,4 млн автомобилей, тогда как в России они сократились до 1,46 млн штук, или примерно на 50%.

Как считает партнер PricewaterhouseCoopers Стенли Рут, проанализировавший эффективность мер господдержки на разных рынках, России следует больше тратить на поддержку потребительского спроса, а кроме того, доступ производителей ко всем программам должен быть равным. Кроме того, эксперты предлагают распространить программу льготного кредитования на все автомобили без ограничения цены и места производства.

Справедливости ради отметим, что в США правительство выделило 3 млрд долларов на утилизацию и более 670 тысяч американцев, получив 3,5–4,5 тысяч долларов, поменяли старый автомобиль на новый в 2009 году, однако продажи упали на 21%, примерно так же, как и в 2008. Аналогичный эффект был и в Великобритании, где в 2009 рынок падал позапрошлогодними темпами.


Рекомендуем:

  • Фотоистории