16+
Четверг, 12 декабря 2019
  • BRENT $ 63.97 / ₽ 4045
  • RTS1488.81
28 ноября 2019, 20:06 Компании

Достигнут ли ФАС и Booking.com паритета?

Лента новостей

Антимонопольная служба не согласна с политикой паритета цен, которую проводит сервис бронирования. Будут ли услышаны требования ФАС и как это отразится на работе Booking.com и самих отельеров?

Фото: depositphotos.com

«Опора России» обратилась в Федеральную антимонопольную службу с просьбой проконтролировать, как сервис бронирования отелей Booking.com выполняет требование изменить договоры с российскими отелями и хостелами, сообщает РБК. Ведомство не согласно с политикой паритета цен, по которой отельеры не могут выставлять цену ниже, чем указано на сайте сервиса.

Booking.com для отельера — как агрегатор для таксиста. Сервис обеспечивает стабильный поток клиентов (до 80% от всей доли бронирований для среднего сегмента), а владельцы бизнеса получают хороший доход, платя сервису комиссию. Однако уже с этого года заработать на туристах получается все меньше. С января Booking.com начал требовать от своих партнеров сверх комиссии еще и 20-процентный налог на услуги.

Впрочем, в ФАС недовольны скорее тем, что компания устанавливает для отельеров жесткие ценовые правила, иначе говоря, ценовой паритет. Это значит, что цены за бронь отеля ниже, чем указано на Booking.com, быть не могут — ни на других сервисах бронирования, ни даже на ресепшене отелей.

В ФАС считают, что Booking.com нарушает правила конкуренции на рынке. Любопытно, что сам сервис отмалчивается и предписание ФАС не исполняет. Отельеры же озабочены и обратились с жалобой к «Опоре России», а последняя снова в ФАС. Владельцев бизнеса понять можно, но у них связаны руки. Ситуацию комментирует руководитель антимонопольной практики, партнер Art de Lex Ярослав Кулик.

Ярослав Кулик руководитель антимонопольной практики, партнер Art de Lex «Безусловно, понятны аргументы малого и среднего предпринимательства — гостиниц, отелей, которые в современном мире без такой площадки, без такой платформы, как Booking, обеспечивающей информационное проникновение для потребителей информации о сервисах гостиниц, по большому счету существовать не могут. Поэтому их беспокойство и жалобы изначально понятны, но сама реализация этого паритета… ФАС предстоит разбираться».

Важно сказать, что ФАС сделала свое предупреждение только на основании признаков нарушения, а вот доказать их ведомству только предстоит. Международный опыт есть. К примеру, четыре года назад Booking.com уже согласился отменить правила паритета цен в Швеции, Италии и во Франции. Причем так же, под давлением отельеров и антимонопольных органов.

В каком-то смысле это иронично, ведь именно гостиничный рынок более десяти лет назад и требовал этого паритета от Booking.com в ожидании массовых бронирований от тургрупп. Теперь же, когда конъюнктура изменилась, отельеры требуют обратного. Формально, если Booking пойдет на уступки, цены в гостиницах могут понизиться. Но это лишь теория, да и сервис пока, кажется, не готов к дискуссии, говорит руководитель сети мини-отелей компании «Стабильная линия» Игорь Лаврик.

Игорь Лаврик руководитель сети мини-отелей компании «Стабильная линия» «Невозможно просто взять и здесь сказать о том, что упадут цены на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале или, допустим, в Калининграде, в Москве или в Питере. Здесь каждый отельер будет исходить из собственной коммерческой необходимости: или повышать, или понижать в зависимости от событийности на каждом месте. Мы неоднократно выходили на компанию Booking с просьбой рассмотреть возможность изменения в договорных отношениях с российскими отельерами именно этого пункта по паритету цен, но всегда встречали отказ».

Конечно, ФАС может принудить Booking.com поменять политику. В таком случае Booking.com ждет штраф в полмиллиона рублей, а рассмотрение иска в суде может затянуться на несколько месяцев. Для сравнения: европейские антимонопольные службы грозили Booking.com штрафом почти в 20 раз больше российского.

Конечно, сервис можно и запретить, как годом раньше уже предлагал Минкульт. Но эксперты в такой сценарий не верят. Да и исследования показывают, что паритет цен, пусть и является правилом, но соблюдают его далеко не все. По данным компании Bnovo, цены ниже Booking.com публикуют около 17% российских гостиниц, а в Азии доля таких «диссидентов» может доходить до трети всего рынка. Booking.com, конечно, пытается поставить этот вопрос на контроль, но за всеми отелями не уследишь.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию