16+
Четверг, 24 сентября 2020
  • BRENT $ 41.31 / ₽ 3184
  • RTS1195.77
16 декабря 2019, 03:04 Политика

Во избежание «наводнения» — не пускать на самотек. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

«Федеральный центр в очередной раз решил не доверяться «народной стихии», которая могла бы снова выкинуть какие-нибудь «коленца», применив уже опробованный с успехом во многих регионах прием», — считает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко, один из немногих за последнее время глав регионов из числа членов КПРФ, ушел в отставку по собственному желанию. Президент России Владимир Путин принял отставку и назначил исполняющим обязанности главы региона замначальника МЧС, генерал-полковника внутренней службы Игоря Кобзева. В свою очередь ранее второй секретарь обкома КПРФ Евгений Рульков заявил, что глава региона ушел в отставку далеко не по собственному желанию, поскольку он хотел участвовать в выборах 2020 года. Мэры муниципалитетов области, а также ряд депутатов заксобрания успели высказаться в поддержку экс-главы региона якобы «в связи с обрушившимися на него информационными атаками».

Коммунисты организовали в Москве одиночные пикеты в поддержку экс-губернатора. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов увязал смещение Левченко с теми «гигантскими ресурсами, включая десятую часть лесного хозяйства страны, крупными алюминиевыми заводами и энергообъектами», которые расположены в Иркутской области. Какова подоплека отставки?

Слухи про грядущую отставку коммуниста-губернатора Левченко, который одержал победу на выборах в 2015 году против действовавшего тогда губернатора от «Единой России», ходили давно. Особенно они усилились после катастрофического летнего наводнения в области. Считается, что местные власти справились с его последствиями не самым лучшим образом. С другой стороны, даже в богатой Америке, притом что там у штатов куда больше не только полномочий, но и денег в своем распоряжении по сравнению с вечно нищими российскими субъектами Федерации, региональные власти в подобных чрезвычайных ситуациях всегда зовут на помощь федеральные власти. И те приходят, в том числе с финансовой и организационной помощью. Никто не ждет, что тот или иной штат может сам справиться с последствиями наводнения или урагана. Не говоря о том, что в Америке вообще не федеральные власти судят о том, сколь эффективно в данных случаях действовали власти штатов.

К тому же слухи про отставку Левченко ходили еще до наводнения. И его политические шансы на выживаемость весьма низко оценивались приближенными к Кремлю политтехнологами. Они в этом случае — лучший барометр, чем любые соцопросы. Отставка назревала. И, скорее всего, во многом она обусловлена в том числе той подковерной борьбой, которая шла между разными влиятельными группировками вокруг контроля над областью. А поскольку Иркутская область традиционно отличается довольно высоким уровнем политической конкуренции, то такой повод, как ликвидация последствий наводнения, мог быть легко использован для активизации борьбы вокруг поста главы региона. Где с 2005 года, кстати, ни один губернатор не правил дольше трех лет. Коммунист Левченко в 2015 году победил «незапланированно» всего лишь с 54% голосов, что весьма скромно по меркам, скажем, национальных республик.

В основе принятого решения об отставке, судя по всему, лежал целый ряд обстоятельств, которые имеют лишь опосредованное отношение к публичной политике. Недавно в прессу утекли данные о том, что у Левченко оказались весьма низкие показатели KPI, которые были представлены в администрацию президента. Составление каковых KPI носит непубличный характер, так что простым избирателям трудно судить, за что на самом деле и справедливо ли сняли того, за кого они относительно недавно голосовали.

Некоторые эксперты по этому поводу считают, что применять универсальные KPI в равной мере ко всем регионам, учитывая разницу в традициях, общественно-экономических условиях и политических практиках, вообще неправомерно. К тому же, объективно говоря, сочетание таких вещей, как сначала избрание губернатора прямым голосованием, а затем его досрочная отставка, скажем, по недоверию или на основании иных кабинетных решений, выглядит странно. Впрочем, формально Левченко ушел сам. Однако ушел тогда, когда уже шло потенциально уголовное расследование на предмет превышения полномочий и прочих нарушений в ходе ликвидации последствий наводнения. С другой стороны, вовремя подоспевший региональный опрос ВЦИОМ показал, что 60% жителей области недовольны положением дел в Приангарье, а 52% респондентов считают, что региону нужен новый губернатор. 36% опрошенных оценили работу Сергея Левченко «плохо» и лишь 17% — «хорошо».

Казалось бы, ситуацию могли разрешить сами избиратели на запланированных на сентябрь 2020 года очередных губернаторских выборах. Однако федеральный центр все же в очередной раз решил не пускать дело на самотек, не доверяться «народной стихии», которая могла бы снова выкинуть какие-нибудь «коленца», применив уже опробованный с успехом во многих регионах прием. А именно назначив в качестве врио «варяга», которому доверяет и с которым готова конструктивно работать Москва. Дав ему несколько месяцев до выборов, чтобы успеть войти в дела, завоевать какую-никакую популярность, но в то же время не успев надоесть или провалить работу по-крупному до такой степени, чтобы проиграть выборы какому-нибудь очередному «незапланированному Левченко». К тому же шансы на то, что в наступающем году повторится такое же катастрофическое наводнение, невелики.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию