16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 89.14 / ₽ 8212
  • RTS1178.69
19 декабря 2019, 10:37 Политика

Газовые переговоры «на флажке». Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Россия, ЕС и Украина проведут 19 декабря в Берлине трехсторонние консультации на министерском уровне, в ходе которых обсудят параметры будущего соглашения по транзиту газа

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В Берлине 19 декабря пройдут трехсторонние «газовые» переговоры между Россией, Украиной и представителями Евросоюза. Цель — добиться пролонгации договора о транзите через Украину после истечения десятилетнего контракта 31 декабря. Транзит российского газа через Украину приносит стране около 3 млрд долларов ежегодно, и Киев настаивает на новом долгосрочном договоре, тогда как Москва готова пока что подписать только краткосрочный — на год.

По мере приближения дедлайна и истечения срока действия транзитного соглашения интенсивность переговоров нарастает, притом что на протяжении почти всего уходящего года их не было вообще. Зато множились финансовые претензии со стороны украинского «Нафтогаза» к «Газпрому». Российский газовый монополист тоже выдвигал встречные требования, но в итоге, согласно решению Стокгольмского арбитража на сегодня, именно он должен заплатить «Нафтогазу» 2,6 млрд долларов.

Однако позиция Москвы жесткая, и ее не раз поддерживал лично президент Путин: для заключения нового контракта по транзиту все претензии должны быть обнулены, причем как в денежной форме, так и в виде неких компенсаций за счет газовых поставок, на что намекали представители «Нафтогаза», который ничего обнулять пока не хочет, а даже готовит новые иски в арбитраж.

Для российско-украинских переговоров по газу не станет удивительным, если обе стороны будут проявлять неуступчивость до самого последнего момента, как говорят в шахматах, играя «на флажке». Могут даже теоретически войти и в новый год с незаключенным контрактом. В Европе, да и на Украине, к этому, в принципе, готовы и заранее закачали максимальное количество газа в подземные хранилища.

Кроме того, Киев ранее взял на себя обязательства, согласно Европейской энергетической хартии, выступать добросовестным транзитером, поэтому 1 января вряд ли перекроют вентиль на трубе «Газпрома» на украинской границе. Цена вопроса для Украины — 3 млрд долларов платежей за газовый транзит, что составляет 2,5% ВВП страны. Киев хочет законтрактовать эти деньги надолго.

«Газпром», со своей стороны, не хочет долгосрочного контракта в свете предстоящего ввода в строй газопровода «Северный поток — 2». С Украиной продолжают вести переговоры только потому, что в свое время на высшем уровне Ангеле Меркель обещали сохранение украинского транзита в обмен на ее защиту «Северного потока» как от восточноевропейских «заклятых друзей Москвы», так и от американцев, нарастивших поставки своего СПГ в Европу уже в несколько раз и желающих большего.

Пока не вполне понятно, как могут повлиять на данную ситуацию только что принятые Сенатом США санкции против «Северного потока — 2», а именно против европейских компаний, которые обладают уникальной технологией глубоководной прокладки труб — как сказано в американском законе, глубже 30 метров. После того как документ подпишет президент, у таких компаний будет 30 дней на то, чтобы выйти из проекта, который уже готов почти на 90%. Может не хватить всего лишь нескольких недель, а то и дней.

Правда, в законе есть лазейки. Санкции не распространяются на случаи, когда речь идет о ремонте газопровода, устранении каких-то технических неполадок или техническом обслуживании, если это делается для того, чтобы избежать неблагоприятных экологических последствий. Теоретически под эти условия можно подвести даже продолжение работ до их полного окончания.

А еще в новом законе оговорены два условия, при которых президент США может снять санкции вообще. Первое: если Россия, как там сказано, прекратит использовать газовые поставки в качестве средства политического давления. Второе: если введение в строй нового газопровода уменьшит поставки по уже существующим газопроводам не более чем на 25%.

Также президент может приостанавливать своим решением действие санкций, если сочтет, что это в интересах национальной безопасности США. Учитывая, насколько много Трамп ранее критиковал «Северный поток — 2», вряд ли он к нему подобреет. Он и дальше будет продвигать на европейский рынок американский СПГ.

А вот что касается вышеупомянутого положения о пороге в 25%, утвержденном на законодательном уровне, оно может стать прецедентным как для будущих российских энергетических проектов, так и может быть использовано в качестве средства давления, если Вашингтон надумает подключиться, скажем, к обсуждению проблем газового транзита через Украину. Вполне вероятно, что Киев ждет подкрепления со стороны США и в том числе по этой причине пока не спешит идти на уступки Москве.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию