16+
Среда, 23 сентября 2020
  • BRENT $ 41.53 / ₽ 3159
  • RTS1193.06
19 декабря 2019, 05:11 Общество

Россия опоздала с мусорной реформой, но это не повод ничего не делать

Лента новостей

Кто-то возмущается полигонами, кто-то негодует из-за мусоросжигательных заводов. Но эти люди все без исключения мусорят, и отходы эти нужно куда-то деть

Фото: depositphotos.com

«Если вы мне дадите адресок двора, где вы живете, я с удовольствием оставлю в этом дворе этот мусор» — Сергей Собянин довольно резко прокомментировал возмущение некоторой части общества относительно строительства мусоросжигательных заводов в Московской области. Впрочем, с главной идеей экологов — нужно меньше мусорить — столичный мэр согласен. Но легко ли следовать этой линии?

Проблема мусора с каждым днем становится все острее, и не только в Москве. По словам экспертов, с соответствующей реформой Россия опоздала лет на двадцать, а то и больше. Но это не значит, что ничего не нужно делать сейчас. Часть граждан возмущается полигонами, часть — мусоросжигательными заводами. Но эти граждане все без исключения мусорят. И отходы эти нужно куда-то деть.

Нацпроект «Экология» и майские указы требуют, чтобы доля утилизации отходов к 2024 году выросла до 36%. Эксперты понимают — сделать это невозможно. Поэтому на этой неделе Госдума приняла закон, согласно которому термическую утилизацию, то есть сжигание мусора, приравняли к просто утилизации. Так что еще есть шанс формально выполнить показатели.

Хорошо ли это для экологии и экономики — вопрос дискуссионный. С одной стороны, может уйти мотивация. Зачем инвестировать в переработку, если можно брать деньги за то, чтобы все отправлять в печь? С другой, если все делать правильно, с соблюдением высоких стандартов — жечь мусор тоже дорого, но эффективно. Просто в топку должно отправляться только то, что переработать уже нельзя.

Переработка же начинается с раздельного сбора. В Москве создается инфраструктура, но если пройти мимо контейнеров для вторсырья (в тех районах, где их все-таки поставили), то можно увидеть, как граждане продолжают бросать туда органику. Так что Собянин, хоть и высказался резко, в целом прав: мусора много и с ним нужно что-то делать — прямо сейчас. А рассуждая глобально, начинать нужно с мусорного ведра в отдельно взятой квартире и не только, говорит руководитель по взаимодействию с органами власти ассоциации «РазДельный сбор» Анна Гаркуша.

Анна Гаркуша руководитель по взаимодействию с органами власти ассоциации «РазДельный сбор» «Товаропроизводитель несет ответственность за то, чтобы этот товар, который он производит, в конце его жизненного цикла был утилизирован. То есть либо он это обеспечивает сам, ищет компанию, которая соберет, отправит на утилизацию, и отчитывается перед Росприроднадзором. Или же он платит деньги в бюджет. Но сейчас у нас этот платеж очень низкий. И существует так называемый норматив утилизации, который выражается в том, что если компания произвела условно десять бутылок, то она должна отчитаться только за две. Все остальное она может отправить на помойку. Это неправильно. И из-за этого у нас не летает эта экономика».

По словам Гаркуши, правильная с точки зрения экологии концепция такова: производители должны платить за утилизацию не двух бутылок из десяти, а за все десять. Или же в принципе производить меньше упаковки, продолжает заместитель генерального директора группы компаний «ЭкоЛайн» Елена Вишнякова.

Елена Вишнякова заместитель генерального директора группы компаний «ЭкоЛайн» «Это должна быть система, которая начинается с момента замысла новой продукции. Мы всегда говорим, что любой маркетолог, любой изобретатель нового продукта потребления, который содержит в себе упаковку, сначала должен сходить на сортировку и посмотреть, что там происходит, чтобы избавиться от иллюзий и не придумывать эффектных и дешевых материалов из неперерабатываемых материалов».

В этот момент отчетливо слышится смех маркетологов, например пивных заводов, у которых отдельная бутылка под каждый бренд. Еще ярче, наверное, отреагировали бы создатели популярной у детей куклы LOL, которая как нельзя лучше иллюстрирует принцип развития всей мировой экономики сегодня.

Ты тратишь две тысячи рублей, чтобы купить шарик, с которого нужно слой за слоем снимать оберточный пластик, получая удовольствие только от процесса анпакинга, а добравшись наконец до никому уже не нужной куклы, в итоге выбрасываешь все это в помойное ведро. Тут же. Чтобы завтра пойти за следующей… И так во всем. Такая вот LOL-экономика. И это не смешно.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию