16+
Пятница, 20 апреля 2018
  • BRENT $ 73.78 / ₽ 4492
  • RTS1153.59
25 января 2010, 12:28 Макроэкономика

Чубайс предлагает инновационные реформы

Лента новостей

Глава госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс рассказал о задачах, которые требуется решить для построения инновационной экономики — о кардинальных реформах политического устройства, о смене структуры исполнительной власти, об изменении законов

Анатолий Чубайс. Фото: Митя Алешковский
Анатолий Чубайс. Фото: Митя Алешковский

В преддверии первого послекризисного Давоса глава госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс рассказал на конференции «Россия и мир» в Академии народного хозяйства РФ о задачах, которые, по его мнению, требуется решить для построения инновационной экономики. Переход к ней потребует кардинальных реформ политического устройства, смены структуры исполнительной власти и назначения ответственных за конкретные направления.

Как считает Анатолий Чубайс, последствия экстренных антикризисных мер для глобальной экономики и экономик отдельных государств будут в центре внимания Всемирного экономического форума в Давосе, который начнет работу в середине недели.

В ходе Давоса, куда приедет «очень много умных людей», он хотел бы получить ответы на несколько важных вопросов: закончился или нет нынешний кризис, как повлияют на мировую экономику те антикризисные меры, которые были приняты в ведущих странах мира.

Глава «Роснано» отметил, что планирует в Давосе провести ряд встреч с лидерами высокотехнологичных компаний, в том числе для обсуждения совместных проектов по созданию в России инновационных производств. И для него было бы важно, по его признанию, прояснить ряд практических вопросов, в том числе по стоимости инновационных и энергетических активов, стоимости кредитных ресурсов, необходимых для финансирования инновационных проектов.

Чубайс согласился с прогнозами отдельных экспертов, что к 2030 году России по силам стать ведущей экономикой в Европе (недавно такой прогноз высказали эксперты PwC), и, по его мнению, «перед Россией в настоящее время стоит простая дилемма: либо инновации, либо деградация». В любом случае, «удержать темпы роста в той концепции роста, по которой страна жила последние 20 лет, невозможно». Поэтому построение инновационной экономики достижимо только при условии полного преобразования модели российской экономики, а масштаб задач по переходу к инновационной экономике требует иной структуры правительства и распределения полномочий между ведомствами.

О необходимости кардинальных реформ, в том числе и в политической сфере, в последнее время говорят многие эксперты, экономисты и общественные деятели. В частности, экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский в статье, опубликованной 21 октября в газете «Ведомости», высказал мнение о невозможности модернизации России без политических реформ и широкой социальной поддержки.

Но есть и другие мнения. Как заявил BFM.ru начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев, политическую реформу «делать не нужно». «Нынешняя политическая система работает. И, как показывают результаты выборов, то, как она работает, удовлетворяет подавляющее большинство наших граждан», — считает экономист.

Говоря о законодательном обеспечении развития инноваций в стране, Чубайс отметил, что «практически все ведущие сферы законодательства России — и корпоративная, и налоговая, и техническое регулирование, и Бюджетный кодекс — все они требуют одного: преобразования от законодательства индустриальной экономики к законодательству постиндустриальной экономики».

«Нужна вам промышленность? Замечательно! Нужно вам ваше авиастроение? Чудесно! Не нужны? Еще лучше. Поставим. Airbus и Boeing готовы, Bombardier на подходе. В рейтинге инновационной активности мы на 51-м месте из 130 стран. Не высшая, и не 1-я лига. Считайте, дворовая команда», — констатировал Чубайс.

В этой связи он сообщил, что в «Роснано» практически завершили анализ российского законодательства на предмет стимулирования развития инноваций. «Надеюсь, что в феврале мы сможем представить результаты этой работы», — пообещал Анатолий Чубайс. И если этот анализ будет одобрен в правительстве, то корпоративное и налоговое право ждут серьезные изменения.

Например, у «Роснано» есть проект «Зеленый коридор», который касается преобразований в части регулирования таможенной, экспортной и валютной деятельности. Кроме того, необходимо заниматься вопросами технического регулирования, так как «Закон о техническом регулировании провалился, и в стране нет технического регулирования».

Кроме того, Чубайс выступил за амнистию интеллектуальной собственности, созданной за деньги государства» и за последующую ее приватизацию. Необходимы изменения и в Бюджетном кодексе, и в миграционном законодательстве. Он также предложил ввести налоговые стимулы для «бизнес-ангелов» — компаний, инвестирующих в инновационные и венчурные разработки: «Мы прорабатываем сейчас поправки в Налоговый кодекс. Мы предлагаем серьезные меры, которые будут осуществлять налоговые поощрения инвестициям бизнес-ангелов», — подытожил Анатолий Чубайс.

Хотя в России пока нет ясности с разграничением ответственности за инновационную экономику на уровне федеральных органов власти, задачу ее построения, убежден Анатолий Чубайс, можно решить за 10–20–25 лет при условии значительной господдержки. В качестве примера такого подхода он привел такие государства, как Израиль, США, Финляндию и Южную Корею, отметив, что «не существует ни одной успешной инновационной страновой модели в мире, которая возникла и существует без прямой господдержки».

«Управленческие таланты Чубайса почти ни у кого не вызывают сомнений. Поэтому его призыв подкреплен четкими направлениями, на которых следует сконцентрироваться при разработке программы: гражданское и налоговое право, таможенное и экспортное законодательство, и, все это при массивной господдержке инновационной сферы. Такие глобальные меры действительно могут дать положительный результат и придать импульс развитию отдельных отраслей», — заявил BFM.ru ведущий консультант департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит» Тимур Унароков.

Отметим, что в ходе недавней проверки Счетной палаты аудиторы выявили в госкорпорации «Роснано» факты неэффективного расходования выделенных госресурсов. В корпорации это объяснили отсутствием должного числа перспективных проектов.

После этого деятельность госкорпораций подверг критике президент Дмитрий Медведев, заявив, что госкорпорации, которые «созданы на срок и должны завершить свою жизнь просто распределением денег, они просто должны исчезнуть. Нам такая форма не нужна, по большому счету».

Комментируя призывы Чубайса о необходимости перехода к инновационной экономике, Александр Разуваев отметил, что так как ответственным за инновации является конкретно глава «Роснано», то, как раз от того, добьется он успеха или нет, и зависит такой переход. «Учитывая, что средний коэффициент разворовывания госсредств примерно 30%, то, конечно, определенный эффект от госфинансирования будет», — комментирует эти факты Александр Разуваев.

«Государство должно в первую очередь хотя бы не мешать инновациям. Но новость о том, что у наших операторов связи возникли проблемы с получением оборудования для перехода к новому формату, свидетельствует об обратном подходе. Но новые технологии в первую очередь — это престиж, а важны потенциальные доходы, — считает экономист. — Я не сторонник резких изменений. Судя по всему, мы находимся в начале цикла подъема, поэтому лет через 7–10 Россия станет пятой экономикой в мире. И неважно, как мы этого добьемся: за счет новых технологий или за счет сырья. Но в любом случае ясно, что порядок цифр от экспорта сырья и технологий будет несопоставим».

В качестве примера экономист привел Дальний Восток, завязанный в сфере энергопоставок на Китай. Этот регион в кризис «практически не упал» в отличие от Центральной России. «Не важно, за что вы получаете деньги: экспортируя носки или нанотрубки, так как важен конечный доход», — заключил Александр Разуваев.

Рекомендуем:

  • Фотоистории