16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.51 / ₽ 8236
  • RTS1186.79
3 января 2020, 14:12 Политика

В Багдаде в результате авиаудара США убит генерал КСИР Касем Сулеймани

Лента новостей

Власти Ирана назвали действия Вашингтона актом международного терроризма. Эксперт Юрий Рогулев считает, что «США совершили безрассудный поступок»

Касем Сулеймани.
Касем Сулеймани. Фото: Tasnim News Agency

В ночь на 3 января США нанесли авиаудары по военной колонне вблизи аэропорта в Багдаде. В результате атаки был убит известный иранский генерал элитного спецподразделения Корпуса стражей исламской революции Касем Сулеймани, сообщает Reuters. Пентагон заявил, что операция была проведена по указанию Дональда Трампа в «оборонительных целях».

В Багдаде 31 декабря было совершено нападение на американское посольство. Протестующие подожгли забор консульства и проникли на его территорию. Тогда Трамп обвинил армию Ирана. Власти Ирана назвали действия американцев актом международного терроризма. Президент страны Хасан Роухани пообещал отомстить США.

Так исторически сложилось, что президент США не мог проигнорировать нападение на посольство, отмечает политолог, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.

— Для США линия ассоциаций Иран — посольство США — это даже не красная тряпка, это просто откровенное наступление на самую больную мозоль, какая только может быть. Поскольку то, что имело место в Тегеране после исламской революции 1979 года — захват американского посольства, обнародование документов, долгое удержание заложников, — это был, наверное, наиболее позорный момент для США, может быть, даже в истории. Когда проиранские силы, вероятно не без осведомления своих иранских партнеров, намекнули на нечто подобное в Багдаде, реакция была немедленной и крайне жесткой. Трамп явно не хочет попадать в ситуацию президента Картера, который тогда оказался бессильным наблюдателем того, как рушился американский престиж. Теперь возможна эскалация, Иран должен отвечать. Я думаю, что наиболее вероятный способ ответа, то, как Иран действовал прежде, — это удар по американским объектам и интересам на Ближнем Востоке со стороны опять-таки лояльных Ирану групп. Это может довольно сильно дестабилизировать всю ситуацию, в том числе в Сирии, а это, конечно, для России крайне некстати и опасно. Но тут уже логика развития событий будет определяться ветхозаветным принципом «око за око». Если тем более Иран будет задействовать нерегулярные подразделения и возможности, Израиль беспокоится вполне обоснованно, потому что ответы Ирана почти неизбежно коснутся израильских каких-то объектов, интересов. Удары могут быть нанесены как в самом Израиле через иранские группировки, так и в других частях мира. Атаки на израильские посольства, например, случались раньше, за которыми стоял Иран. Если я не ошибаюсь, очень мощный был террористический акт в 1980-е годы в Аргентине, когда было взорвано израильское посольство. Так что нет, поскольку Израиль рассматривается в Иране как ближайший союзник США, а может быть, даже и более злобная сила антииранская, чем Америка, соответственно, ответы будут и в адрес Израиля.

— Посольство США в Багдаде призвало американцев покинуть немедленно Ирак любыми возможными способами, то есть авиарейсами или наземными какими-то средствами.

— Это естественно, потому что Ирак вообще сейчас превращается, видимо, в зону боевых действий. И, естественно, американские граждане будут мишенями для ответа иранских или проиранских сил.

Ситуацию с убийством Сулеймани, с взаимоотношениями России, США и Ирана комментирует политолог Георгий Бовт.

Георгий БовтГеоргий Бовт политолог, журналист «Организация стражей исламской революции считается террористической в США, поэтому они не рассматривают лидера этой организации как лицо, обладающее иммунитетом, международным и дипломатическим. В данном случае если бы, скажем, какая-то страна уничтожила лидера, допустим, Судана, то, наверное, это тоже лежало бы в плоскости подобных действий. Вообще, мне кажется, что это не является чем-то принципиально новым, в международных отношениях подобные вещи великие державы производили и раньше. С одной стороны, Сулеймани был нашим военным союзником в Сирии, более того, он сыграл очень важную роль при вызволении некоторых наших пленных летчиков. Стражи исламской революции сыграли важную стратегическую роль в наземных операциях в Сирии, и, конечно, он был союзником России. Хотя притом преследовал собственные интересы в этой стране, где они не сходятся с интересами России. Что касается реакции, то, с одной стороны, у нас есть отношения с Ираном, с другой стороны, у нас есть некие договоренности с США, не очень афишируемые, о том, что мы будем пытаться убрать Иран из Сирии. Выполнение этих обещаний увязано с американскими санкциями, которые готовятся в Сенате США».

Госдеп США призвал американцев немедленно покинуть Ирак, на территории которого проходит операция. Ситуацию комментирует директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта, доктор исторических наук Юрий Рогулев.

— США, конечно, совершили безрассудный поступок, они нанесли удар по колонне. Они следили за этим генералом, который только прилетел, из Ливана он летел, приземлился он в багдадском аэропорту, там его встречали, и встречали иракцы, представители шиитского ополчения, в том числе там погибли и высокопоставленные иракцы. Поэтому США, нанеся этот удар, конечно, создали взрывоопасную ситуацию сразу с двумя странами — и с Ираном, и с Ираком. Волна критики поднялась со стороны демократов, которые не подвергали сомнению тот факт, что генерал Сулеймани был врагом США. И сами США объявили, кстати говоря, Корпус стражей исламской революции террористической организацией, как и «Хезболлу». Они их считают террористами. Соответственно, одного из руководителей этой группировки они считают тоже террористом. Но, обращают внимание демократы, США тем самым могут спровоцировать большую войну. Акт совершен без консультаций с конгрессом, а, как известно, войну объявлять может только конгресс. Трамп — это не тот президент, который войны начинает, он, в общем, один из немногих, кто выражал желание войны закончить. Тем не менее ситуация сама по себе развивается с участием большого количества американских военнослужащих, ситуация связана с тем, что они многие эти группировки считают террористическими, и это все сильно запутывает. Сулеймани близкий человек к Хаменеи, он занимался много лет всеми этими операциями и в Сирии, и в Ливане, и в Ираке, поэтому, конечно, удар США был целенаправленным. Но если это не случайная акция, надо же было думать о последствиях. А США бабахнули с точки зрения того, что они могут это сделать, а о последствиях они не очень задумываются, а последствия могут быть действительно серьезными.

— Иран уже пообещал отомстить за убийство генерала. Насколько далеко все может зайти? Они действительно могут резко выступить?

— Я не думаю, что Иран будет начинать военные действия, это не в его интересах, но другое дело, что США не только Иран, но и Ирак затронули, там ведь погибли иракские генералы. Не думаю, что это приведет к полномасштабной войне, речь идет о том, что этот костер, он тлеет, то в одном месте его подожгут, там разгорится, то в другом. Но когда-то этот пожар может разыграться не на шутку.

МИД России назвал убийство Сулеймани авантюрным шагом США, который приведет к росту напряженности во всем регионе. Москва выразила соболезнования иранскому народу, заявив, что «убитый генерал Сулеймани искренне служил национальным интересам Ирана».

По данным иранских СМИ, в 2015 году Касем Сулеймани приезжал в Москву и встречался с Владимиром Путиным. По данным Reuters, именно этот визит стал первым шагом в планировании Россией сирийской кампании, поскольку именно генерал убедил российскую сторону в том, что для режима Башара Асада «еще не все потеряно». Москва опровергала эту версию, но, по данным СМИ, во время встречи Путин назвал Сулеймани «мой друг Касем».

В Иране объявлен трехдневный траур. Реакцию мира на гибель генерала Сулеймани комментирует руководитель научных исследований в институте «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко.

— Он считается одним из самых радикальных, если не самым радикальным иранским политиком. Это был очень ярко выраженный антиамериканский деятель, который постоянно выступал с угрозами США. Он принимал какое-то участие, но это покрыто тайной, но тем не менее в деятельности иракских шиитов он совершенно точно принимал какое-то участие. То, что он оказался в Багдаде, — это показательно. Тоже любопытно, но это надо немножко подождать, приведет ли его гибель к изменению политической ситуации в Иране, каким образом это повлияет. Потому что фактически Роухани как человек более либерального толка, более вменяемый, готовый к переговорам, для него гибель Сулеймани — это, будем достаточно циничными, некоторое облегчение, что вот нет такого оппонента, который его критикует, а он его критиковал постоянно. Так что очень интересно, как будет развиваться ситуация.

— Многие хотели, чтобы Сулеймани даже президентом стал.

— Многие хотели, но отнюдь не большинство, потому что Роухани — это все-таки КСИР, а КСИР при всей его мощи — не все от него в восторге в Иране. Это такие ребята, самая радикальная публика полуэкстремистского толка.

— Почему Израиль также разволновался? Какое отношение Сулеймани к нему имеет?

— Не знаю, насколько они обеспокоились, думаю, что они вздохнули с облегчением, это во-первых. Во-вторых, посмотрим, кто будет, вот что самое интересное, потому что КСИР — это самостоятельная военно-политическая единица.

Из-за обострения ситуации в регионе Минобороны Израиля собрало экстренное совещание с главами спецслужб и армии. Военные готовят планы по обеспечению безопасности в стране, пишет пресс-служба израильского ведомства. Также закрыт туристический маршрут на гору Хермон на границе с Сирией.

В ночь операции цены на нефть выросли на 3%. На первый взгляд рост цен на нефть — неплохое событие для добывающих стран. Но в текущей ситуации это обернется экономическим спадом для всего мира, а значит, проблемами и для России, считает управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин.

Александр ДушкинАлександр Душкин управляющий активами Международного фонда частных инвестиций «Проблема заключается в том, что мы имеем полную занятость и одновременно монетарные и фискальные стимулы. В таких условиях, во-первых: а) возможны «пузыри» на рынках; б) возможен «пузырь», в том числе и на сырьевых товарах, или резкий подъем цен. Если одновременно с этим происходит еще и конфликт на Ближнем Востоке, то ситуация может стать сразу взрывоопасной, потому что на данный момент кредитный рынок не ожидает больших движений процентной ставки. На данный момент кредитный рынок не ожидает того, что инфляция в принципе может подняться. Кредитный рынок — главный рынок в мире, на нем все, собственно говоря, и формируется, все цены. Кредитный рынок совсем недавно был в состоянии 17 трлн долларов, находящихся в отрицательной доходности. Ничего хуже, чем подъем цен на нефть, а следовательно, инфляционная тенденция, а также реакция центральных банков в пользу ужесточения, быть не может для кредитного рынка сейчас. Это раз. Во-вторых, мы ожидали последние пять-шесть месяцев восстановления промышленной активности мира, она практически не происходит. Мы видим легкие зеленые ростки того, что оно вот-вот может начаться. Подъем цен на нефть остановит улучшение промышленной активности мира. И самый худший вариант, который только возможен, он называется «рецессия», и он станет реалистичным в таком случае. Поэтому конфликт на Ближнем Востоке практически знак равно рецессия. Скорее всего, если цены на нефть поднимутся, то ОПЕК+ должна будет принять решение об увеличении поставок на рынок, чтобы стабилизировать ситуацию. Потому что промышленная экономика мира не восстанавливается, она в очень слабом состоянии. И если ОПЕК+ не отреагирует, то, как в старом анекдоте, будет телеграмма «Мойша всё».

Российский МИД, говоря про смерть Сулеймани, заявил, что мир столкнулся с новой реальностью — убийством официального лица другим государством.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию