16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
5 февраля 2020, 01:33 Право

Присяжные не поверили клятвам. Жюри вынесло обвинительный вердикт убийце полицейского

Лента новостей

Семью голосами против одного коллегия присяжных Мосгорсуда признала рабочего фабрики «Рот Фронт» Нурлана Муратова виновным в убийстве сержанта полиции Андрея Райского на станции метро «Курская»

Нурлан Муратов.
Нурлан Муратов. Фото: АГН «Москва»

В Мосгорсуде присяжные 4 февраля поздно вечером вынесли вердикт по громкому делу об убийстве в 2018 году сотрудника УВД на Московском метрополитене Андрея Райского. Большинством голосов жюри сочло доказанным, что его совершил работник кондитерской фабрики «Рот Фронт» Нурлан Муратов, которого полицейский остановил для проверки документов. Защита заявила, что планирует обжаловать приговор суда.

Для того чтобы вынести вердикт, коллегии из восьми присяжных потребовалось четыре часа. На принятие решения «народные» судьи удалились в начале восьмого вечера, однако к единогласному мнению не пришли и через три часа приступили к голосованию. Из совещательной комнаты они вышли в 11 вечера и семью голосами против одного признали подсудимого виновным.

Коллегии из восьми присяжных предстояло ответить на четыре вопроса: доказано ли, что преступление имело место, доказано ли, что его совершил подсудимый, виновен он или не виновен? Если же чаша весов качнется не в сторону Муратова, то ответить, заслуживает ли он снисхождения. Перед этим судья Александр Рыбак произнес в адрес жюри напутственное слово, напомнив фабулу обвинения и позицию сторон.

Трагедия за железной дверью

Трагедия произошла 2 сентября 2018 года примерно в 23:30 на станции «Курская» Кольцевой линии. Тогда сотрудник 4-го отдела полиции УВД на Московском метрополитене сержант полиции Андрей Райский остановил для проверки документов 43-летнего уроженца Киргизии Нурлана Муратова.

Последний трудился на кондитерской фабрике «Рот Фронт» оператором и уже десять лет назад получил российское гражданство. Однако документов при себе у мужчины не оказалось. А поскольку он был нетрезв, Райский попросил его проследовать за ним, сказав, что выпишет штраф. Вот только повел он задержанного не в отдел полиции, а в подсобное помещение за железной дверью, в котором находились туалеты.

Кстати, в деле есть видеозаписи, на которых видно, что полицейский в тот вечер дважды заводил в эту подсобку людей, по всей видимости, предлагая «договориться». Так или иначе, но уже через семь минут Муратов выскочил из помещения, где в одной из кабинок туалета нашли мертвого полицейского: он умер от сквозного ранения головы. Причем выстрел был сделан из его же табельного пистолета Макарова. В тот вечер Муратову удалось скрыться. Его задержали на следующий день в метро, на выходе с эскалатора в город со станции «Павелецкая».

Мужчине вменили посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ) и арестовали. Эта статья предусматривает наказание на срок от 12 до 20 лет лишения свободы либо пожизненный срок. Обвинение гласило, что Муратов выхватил у Райского пистолет и застрелил его, желая скрыться и избежать административной ответственности.

«Перед Аллахом я невиновен»

В ходе судебного разбирательства, которое заняло чуть меньше двух недель, подсудимый вину не признал. По версии Муратова, 2 сентября он возвращался домой с пикника в парке «Измайлово», где отдыхал в компании родственников. Когда Райский остановил его и завел в подсобку, он был убежден: это комната полиции. При этом, по словам фигуранта, полицейский оставил его у двери, а сам ушел по коридору вперед и завернул за угол.

Вскоре раздался выстрел, а на стену брызнула кровь. Решив, что в участке кто-то устроил стрельбу, Муратов в панике покинул помещение, по дороге встретив уборщицу, которой сообщил, что в комнате стреляли, и попросил вызвать скорую и полицию. Затем он сел в вагон подошедшего поезда и уехал.

В суде подсудимый уверял потерпевших (ими были признаны отец, брат и вдова погибшего), что он ни при чем. «Я твой брат не убивал!» — обратился он на ломаном русском языке к брату погибшего Алексею Райскому. В последнем слове Муратов заявил: «Перед Аллахом я невиновен».

Защитник подсудимого Алексей Толстых убеждал присяжных, что вина подсудимого не доказана, а Райский мог погибнуть в результате неосторожного обращения с оружием. То, что пуля прошла «спереди назад, слева направо, сверху вниз», адвокат объяснил тем, что во время самопроизвольного выстрела пуля могла отрикошетить от пола и попасть Райскому в голову. Впрочем, следов дерева, металла на пуле обнаружено не было, что, по мнению обвинения, исключает рикошет.

Пятнышко крови и следы волокон

В то же время в пользу подсудимого говорит тот факт, что на следующий день его задержали практически в той же одежде. На кроссовках, ветровке и джинсах не нашли пятен крови. Небольшое пятнышко оказалось на футболке, которую, как оказалось, мужчина все же сменил. «Да, действительно, на футболке нашли следы ДНК крови. Это не кетчуп и не томатный сок. Но эксперты не смогли идентифицировать, кому она принадлежит, и это очень важно», — убеждал присяжных Алексей Толстых.

Кстати, эксперты обследовали и одежду погибшего полицейского. На ней обнаружили следы волокон красного, синего и белого цветов. Однако эксперты не установили, от чего они образовались, — от куртки Муратова или какой-то другой одежды.

При этом на джинсах, ветровке и правом кроссовке Муратова все же нашли следы продуктов выстрела, однако «количество частиц не позволило выяснить причину их образования», настаивал адвокат.

В то же время против подсудимого свидетельствовали его первоначальные показания, которые он дал на следствии. Тогда Муратов заявил, что никого не встретил по дороге из подсобки. Однако видеозапись из метро красноречиво свидетельствовала об обратном — на ней Муратов чуть ли не берет под локоть женщину-уборщицу, предлагая ей пройти в помещение и посмотреть, что там случилось. Допрошенная в суде уборщица Светлана Сурова передала содержание разговора с Муратовым, в ходе которого тот заявил: «Мне мент угрожал оружием».

Адвокат просил присяжных вынести оправдательный вердикт, а прокуроры Екатерина Розанова и Олег Лавров — признать подсудимого виновным. Обращаясь к присяжным, судья Алексей Рыбак призвал коллегию при вынесении вердикта руководствоваться здравым смыслом, жизненным опытом и совестью.

Он отметил, что, к сожалению, в настоящее время сложилось негативное мнение по отношению к сотрудникам полиции, особенно тем, которые обеспечивают безопасность в местах массового скопления граждан. «Прошу вас абстрагироваться от этого», — сказал судья.

До этого председательствующий напомнил, что в суде расспросили коллег и родных полицейского. Те исключили версию самоубийства, назвав Райского «жизнерадостным и позитивным человеком», который собирался перевестись на работу в МЧС, чтобы трудиться поближе к дому. По их словам, молодой человек планировал взять ипотеку, а утром 3 сентября собирался в первый раз отвести ребенка в детский сад.

В итоге, выйдя из совещательной комнаты, присяжные сочли Муратова виновным. Причем все они посчитали, что подсудимый заслуживает снисхождения. Это означает, что ему не может быть назначено больше двух третей от максимально возможного срока, а также не грозит пожизненное лишение свободы.

«В деле не поставлена точка. Я буду обжаловать вердикт по процессуальным моментам вне зависимости от того, какое субъективное мнение сейчас сложилось», — заявил Business FM Алексей Толстых. Адвокат полагает, что при рассмотрении дела защита была ограничена в представлении доказательств, также имели место другие нарушения, сказал Толстых, пообещав указать их все в апелляционной жалобе.

В суде 6 февраля пройдет обсуждение последствий вердикта, в ходе которого прокуроры запросят срок для подсудимого, после чего суд удалится для вынесения приговора. Только после его оглашения защита сможет подать жалобу.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию