16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.06 / ₽ 8032
  • RTS1128.26
17 февраля 2020, 11:20 Финансы
В фокусе: Индекс риска

Мисселинг в массах. ЦБ решил бороться с недобросовестной продажей финансовых продуктов

Лента новостей

Жалобы на мисселинг клиенты банков зачастую направляют в ЦБ. Регулятор начал выделять эти претензии в феврале прошлого года, к августу их было уже 2,4 тысячи. Большинство пришлось на инвестиционное страхование жизни

Фото: depositphotos.com

В правилах продажи банками финансовых продуктов назрела необходимость регулирования. Об этом заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина, сообщает РБК. Регулятор сталкивается с массовыми случаями мисселинга — недобросовестной продажи как собственных продуктов банков, так и сторонних, когда банк выступает, по сути, агентом.

Примерно полтора года назад москвичка Любовь пришла в Бинбанк, где у нее был вклад. Менеджер сказала, что в случае продления доходность будет 7%. Когда клиент поинтересовалась, есть ли вклад с повышенной ставкой, менеджер ответила, что у банка есть специальное предложение с доходностью 12% годовых, только деньги должны лежать на счете три года. И только когда договор был подписан, клиент обнаружила, что банк в нем не упоминается совсем, вместо него — «ВСК — Линия жизни», а договор — на инвестиционное страхование жизни, рассказывает Любовь.

«Я уже согласилась, что три года не смогу снимать деньги. Но когда уже постфактум я увидела документы, что положила не в банк, а в страховую компанию, у меня возникли сомнения. Я пришла в банк, а договор заключили со страховой компанией. Как-то странно. Я говорю: «А если я не захочу и хочу вернуть свои деньги?» Она сказала: «Нет, вы уже заключили договор на три года, если возьмете раньше, то по этой таблице…» — и показывает мне таблицу, что если я заберу, допустим, через год, то потеряю одну треть вложенных денег».

Мисселинг, или недобросовестные продажи — распространенная практика, когда менеджеры сообщают, скажем, не все условия сложного финансового продукта. В итоге клиент может заблуждаться насчет доходности или не до конца осознавать возможность потерь. Инвестиционное страхование жизни — сложный продукт.

С января прошлого года Всероссийский союз страховщиков принял стандарты продаж, согласованные с Центробанком. Они должны навести порядок в продаже таких полисов. А затем 1 апреля дополнительно Центробанк выпустил указание об обязательной информации, которая должна быть указана в полисе для клиента, после чего количество жалоб заметно снизилось, говорит генеральный директор страховой компании «ВСК — Линия жизни» Олег Воляник.

Олег Воляник генеральный директор страховой компании «ВСК — Линия жизни» «Такие случаи у нас имели место в достаточном количестве в 2018 году. После введения этих двух документов у нас в 2019 году прекратились какие-либо жалобы о нарушениях продаж, за весь 2019 год было буквально несколько штук. Практически изжили. Продавали не только мы, в том же Бинбанке работали помимо нас еще три компании. На сегодняшний день почти все банки продают такие полисы, это не вызывает никаких вопросов. Банк получает комиссионное вознаграждение от 8% до 12% в зависимости от продуктов инвестиционного страхования жизни, размер этой комиссии указан в полисе, клиент это видит, это никто не делает секретом, и эти цифры никак не скрываются от клиента».

Но если глава Центробанка говорит о необходимости полноценного регулирования правил продаж, значит, для клиентов проблема все еще есть. А пока правила не влияют на работу банков, как требования, например, к капиталу, стоит крайне внимательно относиться ко всем предложениям банков.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию