Есть ли шансы у Ассанжа избежать пожизненного заключения?
Лента новостей
В Лондоне начался процесс по экстрадиции основателя WikiLeaks в США, где ему грозит до 175 лет тюрьмы. На предварительном слушании он заявил, что отказывается «согласиться на экстрадицию за журналистскую работу, которая принесла много наград и защитила многих людей»
Сам процесс об экстрадиции в Великобритании, как правило, происходит достаточно быстро — за два-три дня. Иногда для предоставления дополнительных доказательств он может быть отложен еще на месяц. Затем еще несколько месяцев судья может готовить решение. При этом надо подчеркнуть, что сама экстрадиция — это административная процедура, которая исполняется министерством внутренних дел, а суд лишь подтверждает или не подтверждает ее законность.
Если Фемида придет к выводу, что в американском суде Ассанжу будет обеспечено право на справедливое разбирательство, решение лондонского правосудия, скорее всего, будет не в пользу основателя WikiLeaks. Однако один из адвокатов Джулиана Ассанжа, Эрик Дюпонд-Моретти, заявил, что он собирается подать лично французскому президенту Эммануэлю Макрону ходатайство о предоставлении убежища. Эту инициативу уже поддержали французские коммунисты и правоцентристы. Одновременно с этим ряд НКО подали аналогичную просьбу к Швейцарии.
Маловероятно, что подобная схема сработает, но для Ассанжа это может стать последней надеждой, считает управляющий партнер лондонского адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» Владимир Гладышев.
Владимир Гладышев управляющий партнер лондонского адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» «Сказать, что человек находится не под юрисдикцией английского суда, а под юрисдикцией французского президента, это такой шаг отчаяния, поскольку серьезных оснований препятствовать экстрадиции Ассанжа нет. Это очень креативная схема. Есть основание просить суд в таком случае его не экстрадировать, потому что он находится под защитой другого государства. Но даже если Макрон примет такое решение, не факт, что это решение как-то повлияет на английского судью. Мы тут вступаем в серую зону, где есть творчество английских барристеров, но нет четких указаний закона».
Поскольку в законе нет четкого определения того, что можно и нужно делать, а сторона, предоставившая убежище, наверняка будет ссылаться на различные международные конвенции, суд теоретически может проявить то, что называется «принципом доброй воли и уважения иного государства». И тут открывается широкое поле для различных политических маневров и комбинаций. Ведь Великобритании после Brexit приходится во многом заново выстраивать отношения и с США, и с Евросоюзом. Говорит генеральный директор исследовательской компании Europe Insight Андрей Куликов.
Андрей Куликов генеральный директор исследовательской компании Europe Insight «Дело резонансное, пересекается множество интересов, государственных и частных, общественных. Великобритания помимо переговоров с США будет вести переговоры с Евросоюзом. В принципе, если Макрон выступит с такой просьбой, то потенциально это может заинтересовать британскую сторону в обмен на какие-то договоренности в рамках переговоров в будущих отношениях с Евросоюзом в целом. Учитывая, что Франция занимает принципиальную позицию — более жесткую, чем другие страны Евросоюза».
Ранее Парламентская ассамблея Совета Европы напомнила, что задержание и уголовное преследование Ассанжа создали опасный прецедент для журналистов. Сейчас практически все международные правозащитные организации выступают против его экстрадиции. И любое решение наверняка окажет влияние на британскую и европейскую политику.
Первое ходатайство о предоставлении убежища Ассанжу во Франции было подано его бывшим юрконсультантом Хуаном Бранко, который в последнее время стал дополнительно известен как адвокат российского аукциониста Петра Павленского и косвенный участник недавнего политического скандала. Тогда это ходатайство было отклонено.