16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1131.94
17 марта 2020, 19:24 Компании

Сбербанк начал привлекать к работе осужденных. Есть ли риски для бизнеса?

Лента новостей

Пока речь идет только о найме граждан, которые приговорены к исправительным работам. Они будут выполнять в банке задачи по документообороту без доступа к персональным данным клиентов

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Сбербанк начал привлекать к работе осужденных, об этом Business FM сообщил зампредседателя правления Сбербанка Анатолий Попов. Речь идет пока только о найме граждан, приговоренных к исправительным работам. Они будут выполнять в банке задачи по документообороту, но не получат доступ к персональным данным клиентов.

Проект Сбербанка, который он запускает совместно с ФСИН, должен улучшить условия труда осужденных и помочь сэкономить банку, считают эксперты. Зарплата таких сотрудников составит 12 130 рублей, на уровне МРОТ. Пилотный проект уже стартовал в Новосибирске. «Пока это одно учреждение», — уточнил представитель Сбербанка.

Может ли наем на службу осужденных или бывших заключенных получить более широкое распространение? И какие риски тут для бизнеса? Об этом Business FM спросила у самих предпринимателей, в том числе тех, кто уже создает рабочие места для этой группы соискателей вакансий.

После Сбербанка это может получить более широкое распространение, хотя и несет некоторые риски для бизнеса, считает председатель совета директоров группы компаний «Обухов» Дмитрий Амелин.

— Заключенный заключенному рознь: какая статья, какие условия были. В зависимости от этого ответ либо да, либо нет. Мы же с вами понимаем, что могут быть преступления тяжкие, а могут быть нет, могут быть по неосторожности и так далее. И это говорит о том, что среди заключенных могут быть очень даже порядочные люди, поэтому почему нет? У нас такой фильтр есть, есть ли судимость или нет, а дальше мы смотрим, что за статья, каковы были условия — по УДО или еще как-то — освобождения и так далее, и после этого принимаем решение. Сам факт «судим» — все, до свидания! — конечно, нет, это не разговор. Он, может быть, девушку защищал, какому-нибудь нехорошему человеку навалил, а тот, когда падал, головой ударился, как следствие, летальный исход. И за это его посадили на сколько-то лет. Так что же теперь, он стал плохим человеком и за это его не брать? Скорее наоборот.

— Наем такого рода сотрудников, людей с судимостью, которые долгое время провели в местах лишения свободы, влечет какие-то риски для бизнеса?

— Вы как-то сразу клеймо поставили на людях с судимостью. Это неправильно. Если мы с вами говорим о человеке, который отсидел лет 25 и, как следствие, неплохо было бы, чтобы еще посидел, так это совсем другой разговор. А если мы говорим о судимостях за какие-то экономические преступления, это тоже тема скользкая, это такие же люди, как мы с вами, только он сидел, а мы нет, у него еще опыта побольше жизненного.

Предприниматель, совладелец «ПроШАР» Дмитрий Баранов с подобным никогда не сталкивался.

— Достаточно сложно это комментировать, потому что я никогда об этом не задумывался и никогда не связывался с этим.

— У вас нет фильтров о наличии судимости при приеме на работу? Если есть, то это сразу отказ или будут смотреть, что за статья, что за человек, уровень квалификации и так далее?

— Понятно, что если у человека есть судимость, то это не является крестом на личной жизни. Если человек указывает сразу для эйчара, который знакомится с анкетой, что у него есть судимость, всегда, конечно, смотрится статья. Понятно, что это всегда накладывает сразу какой-то эмоциональный рисунок на этого кандидата, потому что такие люди для не бывших в заключении, не нарушавших закон являются уже людьми из другой жизни немного, то есть они уже обременены какой-то историей. Но я не сталкивался с такой ситуацией при приеме на работу, что кто-то из кандидатов был с судимостью, но я думаю, это все равно влияет на выбор работодателя и на его оценку. Скорее всего, они, если будет альтернативная кандидатура, выберут людей, которые не были привлечены к ответственности и не были осуждены.

Директор ассоциации «Бюро помощи гражданам» Юрий Потапенко с устройством бывших заключенных сталкивался и говорит, что такому контингенту «нужна жесткая рука».

— Сварщиков, каменщиков, специалистов не так уж и много вообще-то. Понятно, сварщик, монтажник, каменщик, как вариант, подсобный рабочий. Я делаю как... У меня хитрая схема, уже 20 лет отработанная: я заключаю договор как юридическое лицо с какой-то строительной компанией. А я уже как юридическое лицо заключаю договор с этими людьми. Такая хитрая схема, чтобы человека устроить на работу. Я уже заключаю с ним договор в рамках трудового договора, в рамках гражданско-правовых отношений, все. Но многих же из этих бедолаг, которых освобождают, не устраивает стройка. Им же надо все и сразу, сразу тысяч по 50, хватает таких товарищей.

— За время работы какие-то проблемы были с этими людьми, которых вы устраивали?

— Проблемы всегда есть. Где-то, смотришь, напьется, у меня в договоре и в соглашении четко прописано — никакого пьянства на производстве. Такой контингент, им же нужна жесткая рука.

Блогер, режиссер, сооснователь кафе «Чифирная» Матвей Кипнис говорит, что бывшие заключенные «такие же граждане, как и мы».

— Мы пытаемся разрушить стереотипы в обществе. Мы действительно планируем трудоустраивать только заключенных, таким образом как бы поддержав их. Значительную часть вырученных средств отдавать в фонды поддержки, социализации бывших заключенных.

— Ничего не опасаетесь, может быть, риски какие-то есть повышенные?

— Мы рассматриваем заключенных как людей, полностью уже перед законом отчитавшихся, то есть они не имеют уже особого статуса и, соответственно, свой срок отсидели. Они такие же граждане, как и мы, поэтому с чего бы нам их бояться? Мы же не говорим про каких-то насильников, рецидивистов, террористов, мы говорим про людей, которые совершили когда-то в жизни ошибку, за нее по закону отбыли свое наказание и хотят начать новую жизнь, социализироваться, забыть про эту историю. Поэтому у нас интерьер не напоминает блатную культуру, мы против романтизации блатной романтики. Единственное, вот только название «Чифирная» — это некий гротеск, чтобы привлечь внимание к проблеме.

В законодательстве РФ нет прямого запрета на то, чтобы банки нанимали на работу осужденных.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию